Дарья Фомина
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
Великие о значении литературы в жизни человека :«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми…» Д. С. Лихачев
Функции художественной литературы :
Познавательно- нравственная и эстетическая.
Публикация «Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приобщение к словесному искусству образного мышления.
Развитие хорошей разговорной речи.
Ориентация ребёнка на установление временных и причинно-следственных связей о мире.
Собственное словесное творчество.
Воспитание культуры чувств.
Освоение моделей человеческого поведения в переживаний разных обстоятельствах.
Формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к природному и рукотворному миру.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе усвоения языка. Специфика детского восприятия особенна, поэтому, как говорил К. С. Станиславский : " Говорите не сколько уху, сколько глазу"- в дошкольном детстве необходима особенная выразительность речи взрослого при изложении литературного материала.
Как влияет художественная литература на развитие речи ребенка? Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.
Каждое занятие по заучиванию стихов ставит перед собой множество задач: развитие кратковременной и долговременной памяти, мыслительных операций (правильно расставить смысловые акценты, логические ударения, внимания (правильно соблюдать паузы) И так далее
Все ВПФ ребенка развиваются гармонично и интенсивно при постоянном использовании такого развивающего средства, как художественная литература.
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста :
Можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством:
Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» — А. Т. Твардовский