Получи документы

Значение метода моделирования в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром Родного края

Новикова Ольга Михайловна
Значение метода моделирования в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром Родного края

ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА СЖИВОТНЫМ МИРОМ РОДНОГО КРАЯ.

Проблема взаимоотношений человека и природы стала одной из актуальных проблем современности. В период дошкольного возраста в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно и нужно сформировать предпосылки экологического сознания.

Публикация «Значение метода моделирования в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром Родного края» размещена в разделах

Исходя из требований образовательной программы «Детство» и результатов педагогического мониторинга по разделу»Ребенок открывает мир природы» в образовательной области «Познавательное развитие» мы поставили следующие задачи:

1. Сформировать у детей обобщенное представление о жизнедеятельности животных средней полосы Родного края.

2. Развивать желание активно изучать особенности жизни животных (искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предполагать).

3. Обогащать представления детей о существовании животных в сообществе друг с другом и человеком.

4. Воспитывать у детей ответственность за свои поступки.

Проанализировав имеющиеся в практике работы современные педагогические методы и технологии, мы, для решения поставленных задач, остановились на методе моделирования, который является средством усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, связях и отношениях между ними. Моделирование, основанное на принципе замещения схематичными изображениями, знаками, доступно, интересно дошкольникам и способствует их всестороннему развитию.

Чтобы создать у детей интерес и подвести их к работе с моделями был проведен цикл наблюдений за кроликом. Родители принесли крольчиху Беляночку, по своему внешнему признаку похожую на зайца. Ребята с любопытством наблюдали за поведением кролика. Общение вызвало большой эмоциональный отклик у детей. Затем, чтобы дети хорошо усвоили различительные особенности домашнего кролика и лесного зайца, внесла две модели. Условные знаки на таблице придумали вместе с детьми. Подбирали такие значки, которые максимально были бы приближены к отображающим объектам:

- где живут

- внешний вид

- чем питаются

- кто ухаживает за ними.

Расшифровка условных знаков не вызвало у детей затруднений и они сделали вывод, что заяц похож по внешнему виду, но есть и отличия:

- они отличаются местом проживания;

- заяц зимой питается корой дерева и ветками, а кролика человек кормит капустой и морковью;

- отличаются способом приспособления к природным условиям : заяц зимой меняет шубку, спасается от лисы, спит с открытыми глазам, чтобы увидеть врага заранее, кролик же живет у хозяина во дворе.

Для того, чтобы у детей сформировать понятие «Звери», им была представлена модель «Звери».

Рассматривая модель, дети отмечали все существенные признаки животных :

- у зверей тело покрыто шерстью

- есть четыре лапы

- есть зубы

- своих детенышей матери вскармливают молоком.

Дети еще раз убедились, что все животные, у которых есть эти признаки, называются зверями.

Мой вопрос: «Чем звери отличаются от птиц, рыб, насекомых? Вызвал у детей затруднения и споры.

Для закрепления понятий «звери» и «птицы» предложила дидактическую игру «Разложи по местам». Детям предлагала модели : «птицы», «звери». Дети из общего количества карточек находили нужные. Они хорошо справлялись, но ориентировались в основном на признаки внешнего вида:

- у птицы – перья, у зверей шерсть;

- у зверей - 4 ноги, у птиц – две;

В ходе сравнения моделей зверей и птиц, Олег вдруг спросил: «А летучая мышь тоже летает, значит, она птица?»

Последовательно выяснили, что, хотя летучая мышь тоже может летать, относится она к классу зверей, так кА тело ее покрыто шерстью, имеется четыре лапы, есть зубы, детенышей вскармливает молоком.

Работу по расширению кругозора детей о жизнедеятельности животных родного края, не ограничивали только работой по моделированию. В свободное время с детьми читали, изучали, собирали материал о животных, живущих в наших лесах. Например, узнали, что:

- кабан зимой подходит близко к человеческому жилищу;

- медведь – самый крупный хищник сосет лапу, потому что старая кожа на лапе отслаивается и зудит;

- лиса мышкует, то есть охотиться на мышей;

- еж вообще не ест яблок, он хищник, ест жуков, гусениц, слизней, червей и смело нападает на ядовитых змей.

После этого дети стали более уверенно ориентироваться в моделях, связывая имеющиеся знания с условными знаками.

Для развития у детей желания активно изучать особенности жизни животных, искать ответы на вопросы предлагали им, используя моделирование, определить тип зверей по способу их питания: хищники, травоядные и всеядные.

Предлагали разложить животных по способу их питания. Путем использования наводящих вопросов, подвели детей к выводу, что все животные приспособились к жизни в определенных условиях: волк, лиса, еж, рысь – хищники, они мясом других животных; заяц, белка – травоядные; медведь – всеядный.

В ходе работы по накоплению у детей природоведческих знаний, у них стали появляться вопросы. Их интересовало, как одни животные охотятся на других животных, почему волк сильнее лисы и т. д. поэтому познакомила детей с особенностями добывания пищи хищниками. Дети уяснили, что хищников можно отличить по особенностям добычи пищи:

• Бесшумно двигаются, совсем как человек босиком;

• Хорошо видят в темноте;

• Отличаются чистотой тела, травоядные не чувствуют их запаха;

• Внезапно нападают.

Спрашивали: «На сто похож последний знак?» (дети – на молнию)

Сделали вывод: «Нападают хищники молниеносно»

Чтобы детям дать представления о существовании животных в сообществе друг с другом пищевой зависимости животных друг от друга, выстраивали на магнитной доске цепочку пищевых зависимостей. Спрашивали, что будет, если убрать из цепочки какое – либо звено. Дети высказывали предложения:

- каждое из животных погибнут от голода, так как у них не будет корма. Дети сумели сделать вывод, что ни одного звена из цепочки убрать нельзя, потому что в природе все взаимосвязано.

С целью поддержания у детей познавательных интересов в ходе ознакомления с животными использовали прием расшифровки модели конкретного животного с последующим составление описательного рассказа.

Предлагала карточки, по которым дети составляли описательные рассказы – загадки о зверях друг другу. Составление детьми загадок о животных, то есть самостоятельное составление ими моделей, - наиболее сложная форма мыслительной деятельности и предлагалась детям после того, как они овладели достаточным объемом знаний о животных и приобрели навык работы с моделями.

Для закрепления у детей знаний о деятельности человека в жизни животного мира, вносила модели «Что будет, если…».

Использование данной модели помогло развивать у детей умение решать экологическую проблему, научила делать выводы и умозаключения.

Полученные впечатления дети с удовольствием воплощали в своих рисунках, которые мы поместили для родителей под темой «Животные наших лесов».

Таким образом, использование метода моделирования помогло формировать у детей системы знаний об особенностях жизнедеятельности животных родного края.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья»Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение метода моделирования в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром Родного края
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 09:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД