Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

Светлана Тезикова
Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 2-3-х лет. Пальчиковая игра это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; массаж среднего – на кишечник; массаж безымянного – на печень и почки, массаж мизинца - на сердце. Под каждый прием можно выбрать потешку.

С 3-6 лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков и т. д. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К 4,5 годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

Запомните, что игры с пальчиками малыша подбирают с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.

Для начала разогрейте пальчики: несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки и вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками. А затем приступить к пальчиковым играм.

Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Сначала все движения выполняются медленно. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.

Показывать нужно и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре.

Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.

Можно играть в пальчиковые игры в перерывах между основными дневными играми ребенка. Более того, когда предстоит долгое ожидание, например, на приеме к врачу и т. д., можно отлично провести время с пальчиковыми играми.

Мелкую моторику ребенка можно развивать не только пальчиковыми играми. Существует множество способов ее развития. Пальчиковые игры вызывают неподдельный интерес у детей начиная с 2-2,5 лет, то есть когда они понимают, что от них требуется. Порой они сами могут просить вас поиграть в ту или иную полюбившуюся ему игру.

ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ

Поочередно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам,приговаривая:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот взял и съел,

Потому и потолстел.

ПАЛЬЧИКИ СПЯТ

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот уж давно заснул.

МОЯ СЕМЬЯ

На ладошке у меня

Помещается семья:

Пальчик — дедушка,

Пальчик — бабушка,

Пальчик — папочка,

Пальчик — мамочка.

Ну а самый крайний — я,

Это вся моя семья!

ВЫШЕЛ ПАЛЬЧИК ПОГУЛЯТЬ

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.

(Загибаем пальчики на обеих руках)

Этот пальчик в лес пошел,

(разгибаем пальчики поочередно)

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь смотрел!

АЙ ДА, ПАЛЬЧИК

Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,

Со вторым пирог месил,

С третьим по двору скакал,

А с четвертым в мяч играл.

С пятым только повстречался и

Скорее спать помчался.

ЗАРЯДКА

Наши пальчики — спортсмены,

Тренировки им нужны.

Пошагали, побежали,

(Пальчики как бы шагают, потом бегают).

Упражнения важны!

Наклонялись, отжимались,

(Сжимает, разжимает пальчики).

Заниматься все старались!

(Хлопает в ладоши).

МОЛОТОЧКОМ Я СТУЧУ

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу,

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том

ДЕЛАЕМ САЛАТ

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!

РЫБКИ

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста «Пальчики» Пальчик о пальчик Стучать указательным пальчиком одной руки Тук – тук.

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Составила: Потапова О. К. «Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим,.

Консультация для родителей «Мои пальчики умеют». Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего возраста Раннее детство - особый период становления органов и систем и поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития ребенка.

Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Кощавцева.

Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Великие о значении литературы в жизни человека:«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека.

Значение пальчиковых игр в развитии малышей Полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте – это первостепенный вопрос, который всегда волнует и родителей, и педагогов, ведь впереди.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста Значение прогулки в развитие детей дошкольного возраста. Прогулка в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного.

Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возрастаЗначение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные.

Значение загадки в развитии детей дошкольного возраста Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 7 октября 2019 в 15:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...

9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...


Горячие темочки