МААМ-картинки

Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка

Бранчугова Галина
Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка

Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности маленького человека сказка? Сказка-это основа духовной пищи маленького ребенка, это- неотъемлемая часть фундамента его будущих представлениях о мире, это – совершенно особый язык, и особый мир.

Почему об этом стоит говорить?

Потому что все мы рассказываем или читаем сказки своим детям. Покупаем книги или достаем с полок те, по которым учились сами много лет назад. Позволяем смотреть любые мультфильмы. И крайне редко при этом задумываемся над смыслом самих сказок и о том, как они влияют на ребенка. Достоверно установлена связь между некоторыми основными ценностными установками взрослых людей с тем, какую сказку они больше всего любили в детстве. Соответственно, по любимой когда-то (и обязательно рассказанной или прочитанной много-много раз)сказке можно угадать многие особенности характера человека. В некотором смысле сказка программирует глубинную основу личности. Главная сила и главная опасность любой сказки состоит в том, что она влияет непосредственно на подсознание. Для ребенка сказка- первый источник представлений о том, что есть добро, а что есть зло, не в значении примитивно- бытового «хорошо-плохо» (это ребенок усваивает в повседневном общении с родителями, а именно в морально -этическом плане. Другим способом представления об этих понятиях ребенку дошкольного возросла передать невозможно. Конечно, он может зазубрить определения в виде схемы «добро- это то-то и то-то», но без наглядного (пусть условного) примера, они останутся для него пустыми словами. Психологами проведено немало экспериментов, доказывающих, что даже реальные этические задачи многие дети младшего возраста начинают решать правильно, если подтолкнуть их к проведению аналогии между поведением положительных отрицательных героев.

Публикация «Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка» размещена в разделах

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи,- и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное- следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народов. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящихся всех племен и стран могут договорится между собой, у них общи интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем, освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительных сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека- кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном кроне и др. Во всем этом отразилось вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость- результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средствам. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремится к простоте, фабула- к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность- важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам. Так, черта трудолюбия достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, обмолоть, намолоть, испечь и накормить людей и т. п)То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и знаменательными. В народной сказке- не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых- позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши» : «Сказки деда Митрофана», «Как же его звали?», и дру; или «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про смоленного бычка»

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке» :

Сказка лож, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления из дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме. Что выучено в молодости- на камне, что выучено в старости- на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек- четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравится сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Сказка –это устно- поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка- это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям. Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьба зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома». Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказка с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащения языка ребенка. Сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказку, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется желание помочь защитить. Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником в сражении за справедливость, за добро. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее обогатить свою речь. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантазии. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивый детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, без которой человек- человек. В сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанр. Можно остановится на наиболее характерных-(русские народные сказки). В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герою приходится пройти через тяжкие испытания. Так мудрый народ- рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии- необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта, Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости-она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Морально- этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходит на первый план. В них безжалостно высмеивается людские пороки: жадность, трусость, хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. Задача педагога состоит в том, чтобы юный слушатель часто принимал активное участие: в оказании помощи героям сказки в трудных ситуациях, поиске путей решения проблем. Ребенок должен продумать и найти выход из сложившейся ситуации, с также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику. Это делает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку. Малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Сказки учат детей многому : как слушаться взрослых, как помогать друзьям, как уметь бороться за счастье. И, помимо этого, сказки лечат. Надо помнить, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика- очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Вашим детям пройти через эти испытания с помощью сказки.

Публикации по теме:

Опыт работы «Конструктивная деятельность — захватывающая деятельность для ребенка в интересах его всестороннего развития» А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Предмет обихода как универсальное средство развития творческих способностей ребенка, или Сказки с прищепкамиПредмет обихода как универсальное средство развития творческих способностей ребенка, или Сказки с прищепками Мастер – класс «Предмет обихода, как универсальное средство развития творческих способностей ребенка» или «Сказки с прищепками» Дети удивительный.

Значение оригами для всестороннего развития ребёнкаЗначение оригами для всестороннего развития ребёнка «Значение оригами для всестороннего развития ребёнка» Оригами - искусство складывания из бумаги фигурок - родилось в Японии около пятнадцати.

Использование снежных построек для всестороннего развития дошкольников. ФотоотчетИспользование снежных построек для всестороннего развития дошкольников. Фотоотчет Детский сад в котором я работаю, находится в небольшом поселке. На участках приходится делать многое своими руками, совместно с родителями.

Использование сказки для развития рук ребенка Предлагаю вашему вниманию занятие по использованию сказки для развития мелкой моторики рук Три поросенка С. В. Михалков Ход занятия: Цель:.

Конспект родительского собрания для детей старшей группы «Значение сказки для ребенка» Родительское собрание Цель: - дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка; - дать рекомендации родителям, какие сказки.

Консультация для педагогов «Дошкольный возраст — уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка» Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые.

Консультация для родителей «Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей» Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей. Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Испокон веков театр всегда.

Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.

Значение двигательной активности для гармоничного развития ребенка Каково значение двигательной активности для развития ребенка? В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка
Опубликовано: 6 августа 2017 в 21:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД