МААМ-картинки

Конспект занятия «Знакомство с йотированными буквами»

Татьяна Тукиш
Конспект занятия «Знакомство с йотированными буквами»

При введении каждой йотированной буквы логопед знакомит детей с двумя ее функциями. Сначала дети узнают важное правило русского языка: после мягкого согласного звука звук «А» никогда не обозначается буквой «А», вместо буквы «А» ставится буква «Я». Аналогично вводим и все остальные йотированные буквы- е, ю, е.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с йотированными буквами“» размещена в разделах

На первом занятии, рассказывая детям о букве «Я», логопед делает это очень подробно. Не-сколько раз ставя и убирая со схемы звукового состава слова эту букву, «забывая» о только что сформулированном правиле «удивляясь», откуда взялась буква «Я», какой звук она обозначает, по-вторяя все время правило русского языка, то с каждой новой йотированной буквой объяснения лого-педа становятся все более краткими.

Передаем право объяснить это правило детям. Одновременно приучаем давать очень четкие формулировки: если в слове после мягкого согласного звука слышится звук «А», «О», «У», «Э», он никогда не обозначается буквой «А», «О», «У», «Э», а обозначается буквой «Я», «Ю», «Е», «Е». Буквы «Я», «Ю», «Е», «Е» обозначают звуки «А», «О», «У», «Э», после мягкого согласного звука.

Знания о второй функции йотированных букв – достаточно сложные для детей. Логопед прежде всего учит звуковому анализу слов, в котором есть звук «й», например, рой. Дети уже знают, что это мягкий согласный звук. Дети умеют выделять его в легких позициях., разбирай слова, май, чай, майка. Умеют делать звуковой анализ слов юла, елка, также называют слова со звуком «й» в любой части слова.

На данном этапе уместно предоставить детям возможность еще раз поупражняться в произ-ношении этого звука. Очень уместно проводить игру «Назови слово с нужным звуком».

Как правило, дети помимо слов, аналогичных по своей звуковой структуре слову рой, май, лай, начинают называть слова со звуком «й» в середине слова: майка, лайка и т. п. и в начале слова: юбка. Если дети затрудняются, предлагаем им послушать, как логопед произносит слово ежик (йожик, елка (йолка, яма (йама). Логопед должен очень четко произносить эти слова, чтобы дети услышали звук «й».

Произносить слово желательно медленно, чтобы показать, что в начале его не один, а два звука. Таким образом, логопед готовит детей к восприятию второй функции буквы «я». Затем проводим звуковой анализ слова яхта.

Теперь дети знакомятся со следующим правилом: если в слове рядом стоят звуки «й», «я», а затем соответственно другие гласные, они обозначаются одной буквой. Логопед обращает внимание детей на то, что при разборе слова яхта они поставили пять фишек, а когда поставили буквы «а» и «я» стало не пять карточек, а четыре – две буквы и две фишки. Дети объясняют, почему.

Поскольку все это будет повторяться при знакомстве с каждой йотированной буквой, посте-пенно данный материал усвоят все дети.

Используются игры «На какую букву начинается», «Замени букву», «Найди букву» «Чья бук-ва?», «Какие буквы изменили свое место», «Внимательные глазки», «Какая буква потерялась», «Дорисуй-ка» и другие.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с измерительными приборами» Цель: Дать детям понятие «термометр» для чего он нужен. Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Конспект занятия «Знакомство с книгой»Конспект занятия «Знакомство с книгой» Мы воспитатели первой младшей группы начали учить своих детей как правильно пользоваться книгой, как самостоятельно общаться с ней, вначале.

Конспект занятия «Знакомство с термометром»Конспект занятия «Знакомство с термометром» Цель: Дать детям понятие «термометр» для чего он нужен. Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Игры с буквами, сделанные своими руками из декоративного материала, для детей подготовительной группы ДОУИгры с буквами, сделанные своими руками из декоративного материала, для детей подготовительной группы ДОУ Узнай букву № 1 Задачи: - знакомство с согласными буквами через тактильные ощущения; - развитие фонематического восприятия, фонематических.

Конспект занятия «Знакомство с цифрой 8» Тема занятия: Число и цифра 8. Задачи: Дать представление о числе и цифре 8, закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом,.

Конспект занятия «Знакомство с длительностями» «Знакомство с длительностями» Цель:- познакомить с понятием длительности нот. Задачи: -продолжать знакомить с нотной грамотой, - развивать.

Видео танца с буквами на День Знаний Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с Денм работников дошкольного образования! Желаю вам здоровья, творческих успехов, добрых, послушных и.

Конспект занятия «Знакомство с библиотекой»Конспект занятия «Знакомство с библиотекой» На экскурсии в библиотеке побывали детки 6 группы детского сада №2 "Жемчужинка" города Дмитрова Московской области. Форма проведения: Рассказ.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Ю» Программное содержание. Образовательная область «Коммуникация»: • актуализировать знания детей о букве Ю; • закрепить зрительный образ.

Конспект занятия «Знакомство с глиной» Знакомство с глиной. Цель: познакомить детей с глиной, развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с йотированными буквами»
Опубликовано: 20 января 2019 в 16:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД