МААМ-картинки

Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [с] и [ш]»

Светлана Сивагина
Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [с] и [ш]»

Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш].

Цели:

Научить детей различать на слух и правильно пользоваться в устной и письменной речи звуками [с] и [ш];

уточнить произношение звуков [с], [ш];

учить выделять звуки из состава слова;

обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога;

Публикация «Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной группы „Дифференциация звуков [с] и [ш]“» размещена в разделах

развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.

Оборудование:

буквы из разрезной азбуки – С и Ш;

картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ш];

таблица, к которой прикреплены два «кармана»;

мячик.

План занятия :

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Сравнение звуков по артикуляции.

4. Закрепление артикуляции звуков.

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.

6. Звуки [с] и [ш] как смыслоразличительные фонемы.

7. Физкультминутка.

8. Дифференциация звуков в словах.

9. Воспитание слухового восприятия.

10. Закрепление нового материала с помощью устного и графического анализа.

11. Итог.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о звуках [с] и [ш].

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: А сейчас давайте встанем, немного разомнёмся.

Представьте, что все мы – воздушные шарики. Давайте с вами надуемся: будем произносить [ш], как будто воздух накачиваем насосом (поднимают руки перед собой, локти в стороны, кисти в замке).

Ну, вот мы и надулись, а теперь и полетать можно. Лёгкий ветерок нас подхватывает, и мы летаем, летаем! (плавно двигаются) Полетали, можно и отдохнуть, сядем на дерево (останавливаются). Ой, как мы не аккуратно сели: веточки прокололи наши шарики, и мы начинаем сдуваться – на выдохе произносим [с] (постепенно оседают на ковёр).

Но не стоит нам расстраиваться, потому что мы сможем опять накачать воздух – качаем опять как насосом – [ш].

3. Сравнение звуков по артикуляции.

Логопед: Произнесите [с]. В каком положении находятся губы?

Дети: В положении улыбки.

Л: А теперь произнесите [ш]. В каком положении находятся губы сейчас?

Д: Они округлены.

Л: Правильно. Произнесите ещё раз оба звука. Посмотрите друг на друга, проверьте, правильно ли вы произносите звуки [с] и [ш]?

Произнесите ещё раз [с]. Где находится кончик языка? Вверху или внизу?

Д: Кончик языка находится внизу.

Л: То есть кончик языка находится у нижних зубов.

А теперь произнесите [ш]. Где находится кончик языка? Вверху или внизу?

Вверху.

Правильно. Язычок расположен «чашечкой». Произнесите ещё раз [с] и [ш], уже обращая внимание на положение языка, почувствуйте разницу.

А сейчас поднесите ладошку ко рту и произнесите [с], а теперь – [ш]. Обратите внимание на воздушную струю. Когда мы произносим звук [с], воздушна струя холодная, а какая она при произнесении звука [ш]?

Д: Тёплая.

Л: Итак, когда мы произносим звук [с], то губы находятся в положении, кончик языка располагается, и воздушна струя при этом …. При произнесении звука [ш] губы, язык расположен, а воздушная струя ….

С Ш

ГУБЫ в улыбке округлены

ЯЗЫК у нижних зубов «чашечкой»

ВОЗДУШ. СТРУЯ холодная тёплая

4. Закрепление артикуляции звуков.

Л: У вас на столах лежат карточки с буквами С и Ш. сейчас я буду произносить беззвучно звуки [с] и [ш], а вы должны поднять нужную карточку.

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.

Л: Давайте поиграем немножко. Я буду кидать вам мячик, и называть слог со звуком [с] или [ш], вы должны кинуть мячик обратно и назвать другой слог заменив в нём один звук – звук [с] заменяем на звук [ш], и наоборот звук [ш] на звук [с].

Например: я называю слог СА, а вы должны назвать слог ША (ША – СА).

СО, АШ, ШУ, СЭ, ИС, ШО, СУ;

АСА, АШО, УСУ, АШУ, ОША, УСЫ, ИША.

Молодцы! Все справились с заданием!

6. Звуки [с] и [ш] как смыслоразличительные фонемы.

Л: Сейчас задание то же самое: [с] заменить на [ш], [ш] заменить на [с].

КРЫСА, МИСКА, КАШКА, СУТКИ, БАШНЯ, ПАСУ, ВАС, НАШ.

Из этого задания мы видим, что если изменить одну букву, то значение слова изменится. Посмотрите, что может получиться, когда буквы стоят не на своих местах.

Мурзик вчера поймал крышу.

Сегодня мы будем красить крысу.

На стройке нужно одеть кашку.

Мама сварила Юре каску.

Л: Какие буквы стоят не на своих местах?

7. Физкультминутка: «Вот так»

Логопед: А сейчас поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны ответить: «Вот так» и показать жестом нужное движение.

– Как живёшь? – Вот так.

(большой палец вверх)

–Как идешь? – Вот так.

(два пальца шагают по другой ладони)

–А бежишь? – Вот так.

(согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге)

–Ночью спишь? – Вот так.

(сложить руки лодочкой и положить на них голову)

–Как берёшь? – Вот так.

(хватательные движения)

–А даёшь? – Вот так.

(руки перед собой, ладони вверх)

–Как грозишь? – Вот так.

(грозить указательным пальцем)

–А шалишь? – Вот так.

(надуть щёки и разом стукнуть по ним)

8. Дифференциация звуков в словах.

Л: Приготовьте карточки с буквами С и Ш. сейчас я буду называть слова. Если в слове есть звук [с], то вы должны поднять карточку с буквой С; если в слове есть звук [ш] – поднимаете карточку с буквой Ш.

ВЕСНА, ВИШНЯ, СОН, КРАСКА, РУБАШКА, ДЕДУШКА, УСЫ, ПУШОК, ПЕСОК, ШОРТЫ, СОСНА, ШИШКА, СМЕХ, ШУМ.

9. Воспитание слухового восприятия.

1)Посмотрите пожалуйста на доску – там висят 2 кармана: 1 – с буквой С; 2 – с буквой Ш. У каждого из вас на столах лежат картинки. Ваша задача – разложить картинки по карманам:

назвать картинку;

назвать звук;

положить в нужный карман.

2) Л: Приготовьте ручки. Сейчас я буду диктовать слова – выпишите только те, в которых есть звук [ш].

УСЫ, УШИ, ВЕСНА, ВИШНЯ, КРАСКА, КРЫША, ПЕСОК, САМОЛЁТ, МАШИНА.

Л:Сколько слов вы выписали?

Д: Четыре.

Л: Кто-нибудь один прочитает их, а остальные проверяют.

10. Закрепление нового материала с помощью устного и графического анализа.

Отгадайте загадку (записана на доске).

Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко!

(подсолнух)

Л: Прочитайте эту загадку ещё раз.

Назовите слова, где есть [с] (посадили, вырастили, солнышко).

Назовите слова, где есть [ш] (зёрнышко, солнышко).

Назовите и выпишите слово, где есть [с] и [ш] (солнышко). Подчеркните С синим карандашом, а Ш – зелёным.

Составьте предложение с этим словом.

11. Итог.

Л: Итак, что же вы сегодня узнали? Чем отличается произнесение [с] от произнесения [ш]? (с опорой на таблицу)

Д: При произнесении [с] губы находятся в положении улыбки, кончик языка располагается у нижних зубов, воздушная струя холодная, а при произнесении [ш] – губы округлены, язык расположен в виде «чашечки», воздушная струя тёплая.

Л: Что ещё?

Д: Что нельзя смешивать звуки в словах, потому что смысл слова может измениться.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Таинственные картинки» (дифференциация звуков [С]-[С’] для детей-логопатов подготовительной группы …) Цель: Дифференциация звуков «С-Сь» в словах. Задачи: 1. Развитие фонематического слуха, умение различать твердый и мягкий звук. 2. Активизировать.

Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: • Укреплять мышцы артикуляционного.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Тема: Дифференциация звуков [ж] – [ш] Цель: Закрепить навык различения и самостоятельного употребления в речи звуков [ж] – [ш]. Задачи:.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной логопедической группы «Наши друзья — гласные» Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной логопедической группы «Наши друзья - гласные» Цель: развитие навыков звукового.

Конспект коррекционного занятия для подготовительной группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) Конспект коррекционного занятия для подготовительной группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) по социально.

Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]» .

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г-к]»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г-к]» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г – к]» Коррекционно-образовательные цели.

Конспект коррекционного занятия «Путешествие в страну звуков» Цели:: Корекционно-образовательные: - обобщить знания о гласных звуках и буквах; - формировать у детей умение различать гласные звуки;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [с] и [ш]»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 19:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД