Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Звук и буква [М]»

Наталья Горбенко
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Звук и буква [М]»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

для детей с общим недоразвитием речи

Тема: Звук [м], буква М.

Задачи:

- знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения;

- расширять и систематизировать знания о предложениях;

- совершенствовать умение составлять графическую запись предложения;

- упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР „Звук и буква [М]“» размещена в разделах

- воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.

Оборудование: игрушка-мишка с рюкзаком за спиной и баночкой мёда; карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы ; наборное полотно; стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «М»; демонстрационные и раздаточные карточки для составления схемы предложений; демонстрационные и раздаточные карточки красного и синего цвета для звукового анализа слова; рабочие тетради «Уроки грамоты» под редакцией М. А. Васильевой; кубики с изображенными на них буквами; тетради в клеточку; простые карандаши по количеству детей.

Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.

Предварительная работа: разучивание игры «Он мохнатый, он большой…»; дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»; рассматривание азбуки в картинках; звуковой анализ слов; разучивание физкультминутки; работа в рабочих тетрадях «Уроки грамоты» под редакцией М. А. Васильевой; печатание знакомых букв в тетрадях в клеточку; игра с кубиками, на которых изображены буквы; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Ход:

1. Организационный момент.

Подвижная игра «Он мохнатый, он большой…»

Дети произносят слова:

«Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мёд у пчёл берёт,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь медведь»

Как только они услышали «рычание» медведя разбегаются по своим рабочим местам.

Логопед:«Ой, какой ты проказник, Мишутка! Посиди с нами на занятии, много нового и интересного узнаешь»

Сажаю игрушку-мишку возле доски.

2. Работа с предложением.

- Ребята, что делает мишка, когда ловит вас? (Мишка рычит)

Правильно. Получилось предложение «Мишка рычит».

- Скажите, сколько слов в предложении «Мишка рычит»?

- Какое первое слово в предложении «Мишка рычит»?

- Какое второе слово в предложении «Мишка рычит»?

Составим схему этого предложения.

-Вспомните и скажите, как обозначается графически каждое слово в предложении? (каждое слово в предложении обозначается чертой ___)

-Как обозначается первое слово в предложении? (в начале черты ставится вертикальная палочка ___)

-Как обозначается последнее слово в предложении(___).

Составляем схему предложения «Мишка рычит», используя карточки. Когда все дети составили схему предложения на своих рабочих местах, предлагаю одному ребёнку выполнить задание на наборном полотне.

- Сколько карточек ты использовал?

- Какое слово обозначает первая карточка?

- Какое слово обозначает вторая карточка?

- Придумайте про Мишку новые предложения, которые состоят из двух слов (ответы детей)

Теперь я усложняю задачу (ставлю новую схему).

- Посмотрите на наборное полотно.

- Сколько слов в этом предложении?

- Составляем предложение из трёх слов (дети приводят свои примеры)

- Молодцы, с заданием справились.

3. Звуковой анализ слова «мама».

Обращаю внимание детей на Мишутку.

- Мишутка наш совсем успокоился, уже не рычит. Чтобы он совсем развеселился давайте скажем с какого звука начинается его имя.

- Правильно, со звука М. С этого звука начинается много слов.

- Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука М (мак, мёд, молоко, малина, муха, мотылёк, Москва, мандарин, мина, мох, март, метро)

- Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)

- Я с вами согласна. «Мама» - самое дорогое для нас слово.

- Сделайте звуковой анализ слова «мама». Для этого у вас на столе лежат карточки синего и красного цвета.

- Какие звуки обозначаются синим цветом?

- Какие звуки обозначаются красным цветом?

- Итак, приступаем к звуковому анализу слова «мама».

- Сколько звуков в слове «мама»?

- Какого цвета первая карточка? Какой звук она обозначает?

- Какого цвета вторая карточка? Какой звук она обозначает? и т. д.

-У кого карточки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки.

- Молодцы. А теперь Мишутка объявляет весёлую перемену.

4. Физкультминутка.

У Мишки в рюкзаке гласные буквы. Под музыку дети совершают движения. Как только музыка перестаёт звучать, Мишка «достаёт» из рюкзака карточку с буквой, а дети, узнав букву проговаривают про неё знакомую чистоговорку.

А-А-А - дома я сама.

У-У-У – молоко кому.

О-О-О – едим эскимо.

Ы-Ы-Ы – причитали книгу мы.

Поиграли и сели на свои места.

5. Знакомство с буквой «М». Чтение. Работа с кубиками.

- Дети, с буквами обозначающие какие звуки мы играли? (гласные)

- Какие ещё бывают звуки? (согласные)

- Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянутся, а согласные не поются)

- С какого звука начинается имя нашего гостя? (со звука М)

- Как произносится звук М? (он произносится с помощью губ, во рту образуется преграда, отрывисто)

- Какой это звук? (согласный)

- Правильно, звук М согласный, спеть его нельзя, произнесите его ещё раз (М-М-М).

Звук М обозначается буквой «М». Посмотрите внимательно, как выглядит буква М.

О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.

Взявшись за руки, мы встали

И на «М» похожи стали (сопровождается показом детей).

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква «М» (показываю на картинке)

- Теперь, познакомившись с буквой «М» вы можете читать.

- Откройте рабочие тетради «Уроки грамоты» на странице 4. Посмотрите внимательно, буква «М» соединяясь со знакомыми вам гласными буквами образовала слоги, давайте их прочтём (дети читают слоги).

- Теперь поработаем с кубиками. Помните, вы делали анализ слова «мама».

- Составьте слово «мама» из букв, которые расположены на кубиках.

После составления дети читают слово «мама» по своим кубикам.

6. Печатание буквы «М».

Учимся печатать букву «М».

- Посмотрите, как пишется буква «М». Есть буква заглавная и строчная.

- Для чего нужна заглавная буква? (с неё пишутся имена, фамилии, клички животных, названия городов, а ещё с неё начинается предложение)

- Строчная буква выглядит, как заглавная, только поменьше ростом.

- Сначала мы будем учиться печатать заглавную букву. Высота заглавной буквы две клеточки. Сначала ставим вертикальную палочку высотой две клеточки, затем отступив вправо, две клеточки ставим ещё одну вертикальную палочку высотой две клеточки. Затем находим центр между нижними точками начерченных линий и соединяем их с верхними концами. Отступив от напечатанной буквы одну клеточку вправо, печатаем следующую букву.

- Строчная буква помещается в одну клеточку. Ставим вертикальную палочку высотой одна клетка, рядом ставим вторую палочку, а затем, находя центр на нижней линии клеточки, соединяем его с верхними точками вертикальных палочек, рисуем, так называемую, «галочку». Приготовились к работе в тетрадях. Напоминаю о правильной осанке во время письма.

7. Работа детей в тетрадях в клеточку.

После того, как дети написали две строчки предложить отдохнуть.

Наши пальчики писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

И опять писать начнем.

На третьей строке буква заглавная и буква строчная чередуются.

- Молодцы. Вы хорошо потрудились.

8. Итог занятия.

Дается оценка работе детей.

- Но что это? Мне кажется, наш Мишутка пошевелился. Это неспроста, может быть, у него для нас есть какой-нибудь сюрприз? (подзываю одного ребёнка, чтобы он посмотрел, что принёс Мишутка в рюкзаке)

- Ой, да это же мёд!

- Спасибо тебе Мишутка. Какая всё-таки чудесная эта буква «М», вкусная и полезная. Мишутка мы обязательно покушаем твой мёд с чаем.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» для детей подготовительной группы Цель: Актуализировать знания детей о букве и звуке Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Закрепить навыки деления слов на слоги, совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Звук и буква [М]»
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 12:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД