Получи документы

Технология раннего выявления технических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Никулина Марина
Технология раннего выявления технических способностей у детей старшего дошкольного возраста

План работы по самообразованию педагога дополнительного образования по теме: Технология раннего выявления технических способностей у детей старшего дошкольного возраста путем внедрения парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Введение

В настоящее время в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС ДО – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Решение данной проблемы позволит апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

Публикация «Технология раннего выявления технических способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной деятельности.

Работа по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка.

Актуальность

Актуальность введения программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. Использование разнообразных конструкторов при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» легко можно интегрировать во все образовательные области.

Цель работы:

Ранее выявление технических способностей у детей старшего дошкольного возраста и формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования посредством парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Задачи:

Познавательные: способствовать развитию познавательного интереса к конструированию

Образовательные: формировать умения и навыки конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники и 3D - моделированием.

Развивающие: развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач, развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, ориентировку в пространстве.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, усидчивость, желание включаться в творческую активность.

Задачи для педагога:

повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень в процессе обучения и воспитания;

использовать программу «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» как часть, формируемую участниками образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

организация работы творческой группы педагогов по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

формировать у родителей и педагогов значимости развития технического творчества;

формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности;

разработать и составить конспекты занятий с использованием различных видов конструктора;

создать условия для развития конструктивного мышления дошкольников;

создать условия для формирования предпосылок технического творчества дошкольников;

создать условия для сотрудничества в совместной деятельности;

провести анкетирование родителей «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

Основные методы работы:

- познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

- проблемный метод (поиск путей решения проблемы);

- метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки, как собственных моделей, так и совместно с родителями);

- систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т. д.);

- контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми:

-Фронтальная – учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);

-Групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);

-Индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);

-Самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата).

Структура образовательной деятельности:

-Презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и при помощи различных современных технологий в образовании: аудио, видео уроки, экранные видео уроки, презентации, интернет-сайты).

-Постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога (этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают дошкольником работать творчески, и развивает творческие способности).

-Обсуждение и анализ поставленной задачи (время поиска решения проблемы, побуждающее дошкольников выдвинуть и проверить гипотезы, методом «проб и ошибок»).

-Практический поиск решения поставленной проблемы (время, побуждающее дошкольников проверить выдвинутые гипотезы методом «проб и ошибок»).

-Рефлексия (презентация полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности, анализ детской деятельности (друг друга/самих себя на предмет эстетичного и соответствующего выполнения поставленной задачи, словесное заключение поставленной проблемы).

-Обыгрывание построек, выставка работ.

Основные вопросы:

изучение психолого-педагогической литературы по адаптации применения программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательном процессе с дошкольниками;

цели и задачи конструирования в обучении детей дошкольного возраста;

этапы работы по введению программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в образовательную деятельность детей дошкольного возраста;

роль родителей в деятельности детей по развитию технического творчества;

практическая реализация программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;

изучение педагогического опыта коллег, которые работают по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;

внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

для педагога для детей

формирование педагогического мастерства, профессионализма и творчества;

умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами развития технического творчества детей;

умение активизировать творческие способности и умения;

распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные ресурсы;

применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

эффективная работа творческой группы по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

приближенность или соответствие показателям технической подготовки, предложенным программой «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;

развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;

социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач конструирования и с элементами робототехники;

повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности

Этапы реализации плана по самообразованию:

Первый этап (информационно-аналитический: сентябрь – октябрь 2021г.)

– внедрение программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», разработка рабочей программы, использование материально-технической базы созданной в детском саду в центре конструирования «Роботёнок-профи», психолого-педагогическая диагностика воспитанников, анкетирование родителей «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка».

Второй этап (накопительно — практический: октябрь 2021 – май 2022г.)

– практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы в центре конструирования «Роботёнок-профи», в групповых помещениях ДОО, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2022г.)

– осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов, психолого-педагогическая диагностика воспитанников.

Используемая литература:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота. Растим будущих инженеров», Т. В. Волосовец, О. В. Карпова, Т. В. Тимофеева. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы Л. Г. Комарова «Строим из Лего» /– М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.

М. С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

«Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.

Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М. : Просвещение, 2009.

Комарова, Л. Г. Строим из LEGO Л. Г. Комарова. – М., 2001.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ Цель: Совершенствование.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология раннего выявления технических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2022 в 10:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД