Лучший педагог года

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Светлана Смолякова
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Краткая аннотация работы

Данный материал будет полезен для воспитателей, по применению детского экспериментирования как средство развития познавательной активности дошкольников.

Введение

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Цель моей работы: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- сформировать у детей представления об окружающей среде;

- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств;

- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.

Основная часть.

Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Поэтому, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

На начальном этапе работы я изучила методическую литературу. Провела мониторинг личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, о различных материалах и их свойствах. Диагностику я проводила дважды в год, чтобы можно было корректировать планы работы, отслеживать уровень усвоения материала, и пополнять среду в связи с потребностями детей. Мною был разработан перспективных планов работы с детьми по экспериментальной деятельности.

На 2-м этапе – Для решения поставленных задач мною в группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В уголке представлены все материалы для исследования, Он постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

Экспериментируя вместе с детьми, мы переживали чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой, обсуждать полученные результаты. Но если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, то у него может возникнуть негативизм и упрямство.

В работе с детьми учитывали следующие основные правила проведения экспериментов : установить цель эксперимента : для чего мы проводим опыт; подобрать все необходимые материалы для проведения опыта; обсудить весь процесс эксперимента : как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели); подвести итог эксперимента : что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями, происходящими в природе (если это являлось целью); результаты эксперимента отобразить в дневник наблюдений.

Реализацию поставленных перед собой задач, я осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время самостоятельной деятельности детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.

Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Результатом моей работы по внедрению экспериментирования стало то, что у нас группе проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Хочу выделить позитивные моменты: закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер); в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Экспериментирование связано со всей детской деятельностью : игры, занятия, прием пищи, прогулка, сон; рисование - зарисовка опытов и наблюдений;

- ручной труд - поделки из природного материала; на прогулке - наблюдения за погодой, птицами, насекомыми, опыты с песком, снегом, льдом …; во время приема пищи – молоко теплое, белое…; хлеб черный; булка белая, мягкая; сухари хрустят, а в бульоне становятся мягкими.

Все групповое пространство должно быть распределено на уголки, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Заключение.

Проведя такую большую работу, я сделала такой вывод: использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Список литературы

1. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. Дыбина, О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

4. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 25 января 2021 в 10:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД