МААМ-картинки

Драматизация сказки с диалогами на мордовском языке «Теремок» для детей средней группы

Мартьянова Татьяна Викторовна
Драматизация сказки с диалогами на мордовском языке «Теремок» для детей средней группы

Задачи:

Образовательные:

- закреплять употребление в речи мордовских слов, объединяя их по смысловому признаку.

- Раскрыть значение слов, максимально используя средства наглядности (картинки).

- Добиваться правильного произношения всех слов.

- Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игровых ситуаций.

Публикация «Драматизация сказки с диалогами на мордовском языке „Теремок“ для детей средней группы» размещена в разделах

Развивающие: развивать умение правильно излагать свои мысли; прививать желание доканчивать пословицы; скороговорки, считалки, стихи; расширять и уточнять представления детей о животных.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, языку, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Методические приемы: инсценирование сказки; загадки о животных; беседа по вопросам.

Предварительная работа: беседы о мордовском фольклоре, пословицах, играх, песнях. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края, животных. Разучивание мордовских пословиц, считалок. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях.

Материалы к занятию: костюмы для инсценировки; скамья, стол, домашняя утварь.

Словарная работа: эйкакшт, ривезесь, верьгиз, овто, нумоло, чеерне, ватракш, церыне, тейтерне, кирнявтнетяно, чийнетяно, ваторды, сеське, шержей, куяр, чурька, вейке, кавто, колмо, ниле, вете, кото, сисемь, кавксо, вейксэ, кемень.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия.

- Ведущая -Шумбратадо, эйкакшт!

Мы радуемся встрече с вами. Как говорится на мордовском языке «Эрьва нармунесь эсь пизензэ шны, а ломанесь эсь кудонзо». «Каждая птица любит своё гнездо, а человек свой дом»

Мордовский дом красив, уютен, гостеприимен и хлебосолен. В мордовском доме всегда было много детей. В народе счастливая семья определялась не только богатством, но, прежде всего, большим количеством детей.

«Кудо эйкакш марто, уцяскав кудо» («Дом с детьми – счастливый дом».) А вот и наши дети! (выходят дети из домика).

Дети. Шумбратадо, ялгат! Хозяйка. Представимся нашим гостям. Расскажите, кода тынк леменк (как вас зовут). ( Дети называют свои имена: Монь лемем Аня, Мон тейтернян (церынян).

Хозяйка. Вот и познакомились.

Хозяйка. Богата природа Мордовская, славится земля и людьми. Уж очень любят здесь старинные песни, игры, сказки, фольклор.

Хозяйка. Дети, я предлагаю гостям рассказать сказку «Теремок» на мордовском языке.

Хозяйка. Роли исполнять будут дети, которые отгадают мои загадки.

Загадки:

1. Каськасо эри, каткадо пели. («В подполе живет, кошки боится») (Чеерь) (Мышка.)

2. Вишкине,пиже. Сеськте ярсамо вечки. («Маленькая, зеленая, комаров любит есть») (Ватракш (Лягушка.)

3. Тельня ашо, кизна шержей? («Зимой белый, летом серый») (Нумоло (Заяц.)

4. Вирьга чийни, ярсамс вешни. («По лесу рыщет, что поесть ищет») (Верьгиз (Волк.)

5. Велев вечьки якамо, ды саразонь саламо. («В деревню бегает, кур крадет»)

(Ривезь (Лиса.)

6. Кизна яки, тельня уды. («Летом бродит, зимой спит») (Овто (Медведь.)

(дети одевают костюмы для инсценировки сказки)

Хозяйка. Стоял в поле теремок. Мимо мышка бежала, увидела теремок и стучится. Никто не открывает.

Мышка. Мон чеернесь вишкине, Я мышонок маленький, Шержейне ды бойкине. Серенький и быстрый Пакся куншкава чийнян, Бегаю по полям, Сюро покольнеть порнян. Зернышки грызу

-Кияк арась. Сован эрямо. (Никого нет. Зайду жить)

Хозяйка. Стала мышка жить в теремочке. Прыгала мимо лягушка. Увидела теремок, и стучится.

Мышка. Кие тосо? (Кто там)

Лягушка. Те мон, пиже ватракш. (Это я, зеленая лягушка) Мон пиже ватракшке Я зеленая лягушка Налксян, моран, ватордан, Пою, играю, квакаю Сеськте ярсамо вечкан. Комаров люблю ловить.

Мышка. Мезе маштат теме? (Что ты умеешь делать)

Лягушка. Мон содан валяжамот. (Я знаю скороговорки)

Кунсолодо: «Митя тей, Митя тов, Митя совась аксялов». Евтадо мельган. (Дети повторяют)

Мышка. Совак эрямо. (Заходи жить.)

Хозяйка. Стали они вдвоем жить. Бежал мимо зайчик. Увидел теремок, остановился и стучит. Звери. Кие тосо? (Кто там)

Зайчик. Те мон, нумоло (Это я, зайчик) Мон нумоло, кувака пиле. Я зайчик, длинное ухо. Весемеде мон пелян. Всего я боюсь.

Звери. Мезе маштат тееме? (Что ты умеешь делать)

Нумоло. Мон маштан ловомо кеменьс. Кунсолодо: вейке, кавто, колмо, ниле….

Евтадо мартон: вейке, кавто, колмо, ниле….

Звери. Совак нумоло эрямо. (Заходи зайчик жить)

Хозяйка. И стали они жить втроем. Шла мимо теремочка лиса. Увидела теремок и сучится. Звери. Кие тосо? (Кто там)

Лиса. Те мон, ривезь. (Это я лиса). Ривезь, ривезьне. Лиса, лисонька, Пондакш, чевте пулыне. Пушистый, мягкий хвост. Салава велев якан, Украдкой бегаю в деревню, Саразт тосто мон кандан. Кур оттуда я таскаю.

Звери. Мезе маштат тееме? (Что ты умеешь делать)

Лиса. Мон содан содамоевкст. (Я знаю загадки) (загадывает загадки, отгадки дети говорят на мордовском языке)

- Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. Чурька (Лук)

- Свежий и соленый, Он всегда зеленый. Куяр (Огурец)

- Расту в земле на грядке я. Красна, длинна, сладка. Пурька (Морковь)

Звери. Совак ривезь эрямо. (Заходи жить к нам)

Хозяйка. И стали они жить вчетвером. Бежал мимо теремочка волк. Увидел теремок, остановился и стучится.

Звери. Кие тосо? (Кто там)

Волк. Те мон, верьгиз. Вирь потмова мон якан, По лесу хожу, лутко-латкова пакан. По оврагам брожу

Звери. Мезе маштат тееме? (Что умеешь делать)

Волк. Мон вечкан налксеме «Кунцемасо». (Я люблю играть «В ловишки»).

Волк говорит считалку

Считалка: Бабам сюкорот тень пансь

Вана кавто монень кандсь

Вана кадык вейкесь ули тонь

Седе покшось ули монь

Хозяйка -Вейке, кавто, колмо, сядо

Минь налксеме лоткатано

Хозяйка Стядо налксеме. (Играют в мордовскую игру «Кунцемасо»,«В ловишки»)

Звери. Совак верьгиз эрямо. (Заходи волк с нами жить).

Хозяйка. И стали жить они впятером. Шел мимо медведь увидел теремок и стучится.

Звери. Кие тосо? (Кто там).

Медведь. Те мон, овто. Мон вирень кирдиця. Я хозяин леса. Берлогасо тантейстэ удан. В берлоге я сплю Медь мон вечкан. Мед люблю.

Звери. Мезе маштат тееме? (Что ты умеешь делать)

Медведь. Мон маштан морамо. (Я умею петь). У-у-у

Звери. А маштат морамо! (Не умеешь ты петь).

Медведь. Мон маштан киштеме. (Танцевать умею). Топ, топ, топ.

Звери. А маштат киштеме. (Не умеешь ты танцевать)

Хозяйка. Давайте научим мишку танцевать. Вставайте в хоровод.

(Все дети встают в хоровод)

Медведь. Покш пасиба, ней маштан киштеме. (Большое спасибо, теперь я умею танцевать). Вот вам угощение.

Хозяйка. Вот и сказке конец. Понравилась вам сказка? На каком языке мы играли сказку? О чем говорится в сказке? Давайте будем дружными и добрыми, трудолюбивыми как герои этой сказки.

Хозяйка. Давайте попрощаемся с гостями. Вастомазонок.

Литература.

1. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева / и др. / Морд. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2015

2. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия : Программа и методические рекомендации// Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр финно - угорских народов; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск

3. Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии : методические рекомендации/ Авт. – сост. : Костюнина Т. Д. ; МО РМ, МРИО. -Саранск, 2007

4. Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку. Упр. Образ. Город. Округа Саранск МУ «Информационно-методический Центр» ГМУ Национальных культур народов Поволжья, - Саранск

5. Мосалова, Л. Л., Я и мир// -СПБ «Детство» - Пресс, 2010

6. Прохоров, А. А., В гостях у бабушки Ведявы//Саранск, Мордовское книжное издательство

Публикации по теме:

Игра-драматизация сказки «Теремок» в первой младшей группеИгра-драматизация сказки «Теремок» в первой младшей группе «Игра-драматизация сказки «Теремок» в 1 младшей группе Цель: Развивать интерес детей к театрализованной игре, их творческие способности.

Драматизация японской сказки «Дракон» в средней группеДраматизация японской сказки «Дракон» в средней группе Драматизация японской сказки «Дракон» в средней группе Цель: -Драматизация японской сказки «Дракон», -Предоставление детям возможности.

Драматизация сказки «Теремок» на новый лад. Нетрадиционная форма работы с родителями (вторая младшая группа)Драматизация сказки «Теремок» на новый лад. Нетрадиционная форма работы с родителями (вторая младшая группа) Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке.

Фотоотчёт «Показ русской народной сказки «Теремок» родителями для детей первой младшей группы»Фотоотчёт «Показ русской народной сказки «Теремок» родителями для детей первой младшей группы» 12 апреля для детей группы "Полянка" в рамках театральной недели состоялся спектакль по русской народной сказке "Теремок". Родители группы.

Хореография танца восточных красавицХореография танца восточных красавиц В нашем детском саду нет хореографа, а так хочется показать красивые танцы, просмотрев много видео, мы придумали, на наш взгляд, красивый.

Конспект музыкальной сказки «Теремок на новый лад» для детей старшей группыКонспект музыкальной сказки «Теремок на новый лад» для детей старшей группы Цель: - Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. Задачи: -Развивать у детей коммуникативные навыки и умения; -Развивать.

Конспект НОД воспитанников старшей группы «Как создается спектакль? Драматизация сказки «Колобок»Конспект НОД воспитанников старшей группы «Как создается спектакль? Драматизация сказки «Колобок» Задачи образовательных областей: «Познавательные»: Познакомить детей с процессом создания спектакля, профессиями в театре (режиссер, художник,.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Сказка за сказкой». Драматизация сказки С. Маршака «Теремок»Конспект открытого занятия по развитию речи «Сказка за сказкой». Драматизация сказки С. Маршака «Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Конспект открытого занятия.

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре и драматизация сказки «Репка на мордовском языке» с детьми старшей группыКонспект занятия по сюжетно-ролевой игре и драматизация сказки «Репка на мордовском языке» с детьми старшей группы Программное содержание: -формировать умение детей играть в игру-драматизацию; -учить брать на себя роль, действовать в соответствии с ролью.

Сценарий для второй младшей группы. Драматизация сказки «Теремок»Сценарий для второй младшей группы. Драматизация сказки «Теремок» Цель: Формирование творческих способностей детей. Задачи: 1. Учить воспитанников импровизировать простейшие движения, имитационные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Драматизация сказки с диалогами на мордовском языке «Теремок» для детей средней группы
Опубликовано: 11 мая 2022 в 22:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД