Получи документы

Мастер-класс для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР»

Елена Злобина
Мастер-класс для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: распространение среди родителей опыта работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-привлечь внимание родителей к рассматриваемому вопросу;

-повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Оборудование:

Ход мастер класса:

Уважаемые родители, хочу поделиться с вами опытом работы по формированию интонационной стороны речи у дошкольников.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней

Чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Решать эту проблему необходимо в сотрудничестве с семьёй. Сегодня хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые способствуют активизации речевого развития детей и помогут им овладеть выразительной речью.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности : (спрашиваю у родителей)

1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

2. Пауза (временная остановка голоса в речи).

3. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

5. Изменения громкости голоса.

6. Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно и законченно.

1. Предлагаем детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (карточки-эмоции) «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т. п. Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление)

2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса. Упражнение «Эхо» : произносим звук «А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Ребёнок повторяет. Упражнение «От тихого к громкому» : дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе и наоборот. Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья опять громко, четвертая тихо. Предлагается послушать текст, подумать, где нужно изменить силу голоса. Упражнение «Три медведя». Мишутка- тоненьким голоском, либо низким голосом («как медведь», используя картинки.

Произнести заданную фразу либо высоким голосом. Ещё одни великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи - это скороговорки. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. (читают скороговорки)

(предлагаю родителям произнести стихи с заданной интонацией)

Работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!

Прочтите предложение по разному, выделяя логическим ударением одно из слов.

Наша Таня громко плачет.

Детям нужно тренироваться и учиться выделять логический центр в предложениях. Хорошо эту тренировку применять на пословицах и поговорках.

Следующий элемент выразительности - это пауза. Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните? Известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать»

Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют, где нужно сделать паузу (строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи.

Темп тоже играет важную роль в передаче эмоций.

Темп бывает медленный, быстрый и средний. Он зависит от индивидуальности говорящего и содержания, смысла высказывания.

- Отгадайте, пожалуйста, стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.

Я шёл зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках. (Средний темп)

Вдруг по реке пронёсся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес, (Быстрый темп)

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)

Какие странные дощечки

И непонятные крючки!»

И, наконец, Тембр-это окраска нашего голоса.

Умение изменять свой тембр требуется при выразительном чтении вслух литературных произведений. - Сейчас я предлагаю прочесть выразительно стихотворения (обмен мнениями).

Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

Давайте будем учить наших детей выразительной и эмоциональной речи. Работа эта очень трудна, но очень необходима.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!» Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами,.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 08:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Злобина (УИ 146820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД