Елена Злобина
Мастер-класс для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: распространение среди родителей опыта работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-привлечь внимание родителей к рассматриваемому вопросу;
-повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Оборудование:
Ход мастер класса:
Уважаемые родители, хочу поделиться с вами опытом работы по формированию интонационной стороны речи у дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней
Чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Решать эту проблему необходимо в сотрудничестве с семьёй. Сегодня хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые способствуют активизации речевого развития детей и помогут им овладеть выразительной речью.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности : (спрашиваю у родителей)
1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).
2. Пауза (временная остановка голоса в речи).
3. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).
4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).
5. Изменения громкости голоса.
6. Тембр.
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно и законченно.
1. Предлагаем детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (карточки-эмоции) «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т. п. Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление)
2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса. Упражнение «Эхо» : произносим звук «А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Ребёнок повторяет. Упражнение «От тихого к громкому» : дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе и наоборот. Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья опять громко, четвертая тихо. Предлагается послушать текст, подумать, где нужно изменить силу голоса. Упражнение «Три медведя». Мишутка- тоненьким голоском, либо низким голосом («как медведь», используя картинки.
Произнести заданную фразу либо высоким голосом. Ещё одни великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи - это скороговорки. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. (читают скороговорки)
(предлагаю родителям произнести стихи с заданной интонацией)
Работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!
Прочтите предложение по разному, выделяя логическим ударением одно из слов.
Наша Таня громко плачет.
Детям нужно тренироваться и учиться выделять логический центр в предложениях. Хорошо эту тренировку применять на пословицах и поговорках.
Следующий элемент выразительности - это пауза. Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните? Известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать»
Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют, где нужно сделать паузу (строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи.
Темп тоже играет важную роль в передаче эмоций.
Темп бывает медленный, быстрый и средний. Он зависит от индивидуальности говорящего и содержания, смысла высказывания.
- Отгадайте, пожалуйста, стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.
Я шёл зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках. (Средний темп)
Вдруг по реке пронёсся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес, (Быстрый темп)
К ногам приделал две дощечки,
Присел, подпрыгнул и исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)
Какие странные дощечки
И непонятные крючки!»
И, наконец, Тембр-это окраска нашего голоса.
Умение изменять свой тембр требуется при выразительном чтении вслух литературных произведений. - Сейчас я предлагаю прочесть выразительно стихотворения (обмен мнениями).
Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.
Давайте будем учить наших детей выразительной и эмоциональной речи. Работа эта очень трудна, но очень необходима.