Лучший педагог года

Формирование основ связной речи дошкольников через все виды деятельности

ольга архипова
Формирование основ связной речи дошкольников через все виды деятельности

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Публикация «Формирование основ связной речи дошкольников через все виды деятельности» размещена в разделах

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи.

Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Задачи:

- Продолжать развивать речь, как средство общения;

- Учить составлять по образцу простые и сложные предложения;

- Совершенствовать диалогическую форму речи;

- Развивать монологическую форму речи;

- Учить связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы;

- Учить по плану рассказывать о предмете;

- Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими действиями.

«Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.» Винсент Виллем Ван Гог.

На занятии по составлению описательного рассказа на тему "Бытовая техника" я использовала мнемотаблицу. С помощью такой техники обогащается словарный запас детей, формируется связная речь. Так же мнемотехника развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность.

Изобразительная деятельность дошкольников- это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. По своим рисункам, после занятия по изобразительной деятельности, дети устанавливали причинно-следственные связи, придумывая сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В пересказе небольших литературных произведений мы учимся связно, последовательно излагать содержание близко к тексту, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц, используя авторские слова и выражения.

Ещё мы учимся составлять рассказ по последовательной сюжетной серии картинок, логически их связывая, тренируемся употреблять в речи слова в соответствии со смыслом.

С помощью артикуляционной гимнастики укрепляем мышцы органов речи для правильного и отчетливого произношения звуков, что так же позволяет детям красиво и безпрепятственно строить предложения.

В своей работе по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста я использовала различные игры: сюжетно – ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры со словами и логоритмические.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Слово в сюжетно - ролевой игре помогает ребенку выявить свои чувства и мысли, понять переживания партнера, согласовывать с ним свои действия.

В играх инсценировках дети берут на себя слова автора, монолог героев, а так же вступают в диалог с другими героями, проявляя при этом свои чувства и эмоции.

В дидактических играх часто используем предмет, при передачи которого, дети выполняют задачи игры. Так же в дидактических играх используем конструктор. Дети называют и описывают детали, вносят предложения по изменению постройки, отвечают чего не стало.

В дидактических играх с картинками решаем такие задачи как:

1. Развиваем словесно-логическое мышление, творческое воображение;

2. Учим формулировать и правильно строить сложное предложение;

3. Развиваем монологическую речь;

4. Учим устанавливать причинно-следственную связь;

5. Развиваем объяснительную речь;

6. Совершенствуем умение изменять и образовывать слова;

7. Обогащаем, уточняем, активизируем словарь.

И конечно развитие связной речи происходит в свободной деятельности детей, где нет правильных образцов, ничто не сковывает ребенка.

В процессе трудовой деятельности необходимо создавать условия, способствующие проявлению самостоятельности в речевом развитии детей! Прежде чем записать изменения в дневник наблюдений, ребенок рассказывает о изменениях растений и о их состоянии. В дальнейшем этот дневник является моделью для составления рассказа - «Как мы выращивали горох» и другие.

Любимое мероприятие детей - это празднование дней рождений, где они могут проявить свое речевое творчество в пожелании друг другу.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ связной речи дошкольников через все виды деятельности
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 17:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД