Нина Савина
Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевых навыков детей посредством применения
дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Май
1неделя
Дидактическая игра «Сочиняем сказку»
Цель социально-коммуникативного развития: сформировать навыки в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания, создаваемых педагогом. (Как спасти колобка от лисы) В ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои предложения («перевернуть» сказку, помогать «попавшим в беду» персонажам.
Публикация «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель речевого развития : научить детей сравнению предметов; пересказу сказки вместе с педагогом; в сравнении выделять ведущие признаки предмета; подбирать прилагательные с противоположным значением; составлять короткий рассказ, противоположный по смыслу выученному («придумывать» сказку
Вариант игры: модификация русской народной сказки «Колобок-великан».
Ход:
Педагог предлагает детям с опорой на сюжетные картинки (персонажи кукольного театра) рассказать сказку. Колобок-великан (модификация русской народной сказки «Колобок»)
Жили-были старик со старухой. Говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две, а может, три.
Замесила муку на дрожжах, состряпала Колобок и положила его на ночь. А он за ночь так вырос, что не смог поместиться в избушке. Крыша ее треснула, стены повалились, и Колобок выкатился на двор. А со двора — прямиком в лес.
Катится Колобок по лесу, верхушки березок задевает. Навстречу ему Заяц. Говорит Колобок Зайцу:
Я колобище, зверей грозища,
Я избу сломал,
На волю попал,
Сейчас тебя, зайца, съем!
Не успел Заяц глазом моргнуть — съел его Колобок.
Катится дальше. И все растет, растет, уже до сосновых шапок достает.
Навстречу ему Волк. Говорит Колобок Волку:
Я колобище, зверей грозища,
Я избу сломал,
На волю попал,
Я зайца съел,
Сейчас тебя, волка, съем!
Не успел Волк ухом повести - съел его Колобок.
Катится дальше. И расти продолжает, уже выше горы стал.
Навстречу ему Медведь. Говорит Колобок Медведю:
Я колобище, зверей грозища,
Я избу сломал, на волю попал,
Я зайца съел,
Я волка съел,
Сейчас тебя, медведя, съем!
Не успел Медведь вздохнуть - съел его Колобок.
Катится дальше. И уж не колобок он, а невиданный великан.
Облака перерос. Навстречу ему Лиса. Говорит Колобок Лисе.
Я колобище, зверей грозища,
Я избу сломал,
На волю попал,
Я зайца съел,
Я волка съел,
Я медведя съел,
Сейчас тебя, лиса, съем!
А Лиса ему в ответ:
- Хорошо, ты меня съешь. Но только напоследок выполни одно мое желание.
- Какое?
- Ты ведь великан. Чего тебе стоит до солнца дотянуться. Уж очень хочется солнышко поближе рассмотреть.
Дотянулся Колобок, великан из теста, до солнышка, а солнышко как начнет его жарить. Очень скоро превратился он в пирожок.
А Лиса его - гам! - и съела. Пирожок и остынуть не успел.
Итак, для того чтобы колобок смог стать великаном, муку пришлось замесить не на сметане (как утверждает сказочный оригинал, а на дрожжах.
Дидактическая игра «Пирожок»
Цель социально-коммуникативного развития: помочь детям идентифицировать свои действия с действиями других ребят.
Цель речевого развития : обогатить словарный запас существительных.
Ход:
Вариант игры: дети ловят игрока-«колобка»
Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний в очереди «пирожок». К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Еде мой пирожок?» Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок - пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» С этими словами он бежит в сторону ведущего, а «покупатель» старается его поймать. Если «пирожок» успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок - «пирожком», и покупатель вновь идет за покупкой. Если же «пирожок» будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель - булочника.
Правило: покупатель не должен стоять на одном месте, после слов «За печкой лежит» - он бежит в конец колонны и ловит «пирожок».
Дидактическая игра «Сочиняем сказку»
Цель социально-коммуникативного развития: сформировать навыки в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания создаваемых педагогом. (Мышка не может вытащить репку) В ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои предложения («перевернуть» сказку, помогать «попавшим в беду» персонажам.
Цель речевого развития : научить детей сравнению предметов; пересказу сказки вместе с педагогом; в сравнении выделять ведущие признаки предмета; подбирать прилагательные с противоположным значением; составлять короткий рассказ, противоположный по смыслу выученному («придумывать» сказку).
Ход:
Вариант игры: модификация русской народной сказки «Репка-спасительница».
Однажды дед из лесу домой возвращался. И не заметил, как забрел в глухое болото. Стал дед тонуть. Самому выбраться трудно - старый уже. Начал дед кричать, подмогу звать.
Прибежала бабка. Схватилась за дедку - тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Устали все. И тут мышка говорит: «А давайте съедим репку, которую вчера мы в огороде вытащили. Силы у нас прибавится. Тогда и деду поможем».
Побежала внучка за репкой. А когда принесла, все по кусочку съели. И опять за свое дело принялись. Тянут-потянут, вытащили дедку!
И кусочек репки ему остался. Доволен дед. Говорит: «Не зря я репку посадил, не зря вырастил. Не зря мы ее из земли тащили».
Дидактическая игра «Репка, морковка, свекла, редиска»
Цель социально-коммуникативного развития: сформировать навыки в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания создаваемых педагогом.
Цель речевого развития : та же, что в предыдущей игре.
Ход:
Водящий (репка) берется за что-то прочное, что трудно сдвинуть с места. Остальные дети обхватывают друг друга за талию и тянут, пока не «вытянут репку» - первый игрок не сможет удержаться и оторвется.
4 неделя
Дидактическая игра «Сочиняем сказку»
Цель социально-коммуникативного развития: сформировать навыки в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания, создаваемым педагогом. (Жили-были дед дабаба, и была у них не Курочка Ряба, а Корова Буренка.) В ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои предложения («перевернуть» сказку) помогать «попавшим в беду» персонажам.
Цель речевого развития : научить детей сравнению предметов- пересказу сказки вместе с педагогом; в сравнении выделять ведущие признаки предмета; подбирать прилагательные с противоположным значением; составлять короткий рассказ, противоположнымпо смыслу выученному («придумывать» сказку)
Вариант игры: модификация русской народной сказки «Корова Буренка»
Ход:
Жили себе дед да баба. И была у них корова Буренка. Как-то рано утром пошла баба корову подоить. Смотрит, а корова. снесла яичко! Да не простое - золотое! Разинула баба рот - глазам своим не верит. А потом опомнилась и давай деда звать:
- Дед, дед! Иди скорее сюда, подивись: чудо-то какое! Наша Буренка яичко снесла, да не простое - золотое.
- Что ты, старая, придумала? Где это видано, чтоб корова яйца несла, да еще золотые! Показалось тебе спросонок, - откликнулся с печки дед, но на всякий случай решил встать и пойти посмотреть.
Подошел к корове и видит: та и впрямь золотое яичко снесла! Дед чуть бороду свою от удивления не съел.
Стали думать дед и баба, что с яичком дальше делать. И решили они его разбить. Дед взял топор, бил, бил - не разбил. Баба схватила молоток, била, била - ничего не выходит.
Тут мышка пробегала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Разрыдались дед и баба горючими слезами. А корова им и говорит: «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Яичка я вам больше не снесу - ни золотого, ни простого. А вот молоком вас каждый день поить буду».
Дидактическая игра «Платок»
Цель социально-коммуникативного развития: научить детей самостоятельно разрешать проблемную ситуацию. Привить стремление к согласованным действиям.
Цель речевого развития : та же, что в предыдущей игре.
Вариант игры: дети обыгрывают ситуацию: «Яичко покатилось, упало на землю и разбилось». Вместо платка водящий передаетигрокам шарик-«яичко» : «Нужно быть осторожным, чтобы яичко не разбилось».
Ход:
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за пределами круга, кладет платок на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
Правила.
1. Дети не должны перебегать через круг.
2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.