МААМ-картинки

Формирование мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Вероника Васильева
Формирование мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Аннотация: статья посвящена проблеме развития умственных способностей детей среднего дошкольного возраста. Авторы установили влияние си-

стемы дидактических игр на формирование мыслительных операций детей

среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: мыслительные операции, дидактические игры, педагогические условия, мышление.

Публикация «Формирование мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Современное общество оказало влияние на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинуло новое требование к

системе образования. Сегодняшние изменения в систему дошкольного образования ставят основным принципом развития детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности. Развивать и совершенствовать мышление очень важно, так как мышление выражается в точном решении поставленных задач. При наличии мышления мыслительные операции протекают быстрее и правильнее.

Однако основным видом деятельности дошкольного возраста является игра.

Использование дидактических игр как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение программного материала.

Объектом нашего исследования является процесс формирования мысли-

тельных операций у детей среднего дошкольного возраста.

Предметом исследования является педагогические условия, направленные

на формирование мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Основными методами исследования являются теоретический анализ педагогической и методической литературы, диагностические методики, педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных, методы сбора и об-

работка информации.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях : находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы обобщения. Активность детского мышления является главной

предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение

детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии

непроизвольного внимания и запоминания. Воспитатель использует дидактические игры на занятиях и в самостоятельной деятельности.

На констатирующем этапе, для того, чтобы изучить уровень развития мыслительных операций детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, нами индивидуально с каждым ребенком были проведены

диагностики «Что к чему подходит», «Найди лишнее», «Что здесь лишнее».

По итогам результатов, проведенных трех диагностик, мы пришли к следующему выводу, что у детей экспериментальной и контрольной групп различные

показатели. У детей экспериментальной группы высокий уровень выявлен у

20%, в то время как у контрольной группы он составляет 60%. Средний уровень

развития экспериментальной группы – 20%, а у контрольной группы не выявлен.

Детей с низким уровнем развития экспериментальной группы – 60%, а у контрольной группы – 40%. Наибольшую трудность дети испытывали при выполнении диагностики «Найди лишнее». Из этого следует вывод о том, что у детей

данного возраста недостаточно развит процесс обобщения, а также уровень процесса классификации и образно-логического мышления, и вмести с ним мысли-

тельные операции – анализ и синтез. При проведении трех диагностик у детей

выявлена несформированность умения полно и связно излагать свои мысли, т. е

не достаточно развита связная речь. А речь, как мы знаем, непрерывно связано с

мышлением.

Нами предложена система дидактических игр, состоящая из 3 блоков рас-

считанная на полгода. Первые 2 блока разделены на 2 темы – флора и фауна,

3 блок комбинированный следующими темами, как флора, фауна и деятельность

ребенка. В специально организованных дидактических играх стимулируется познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные знания на дидактических играх.

Каждый блок рассчитан на 2 месяца. В каждом блоке включены дидактические игры и предварительная работа. Основная цель предлагаемой нами си-

стемы – развитие мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста, при этом каждый блок решает свою подзадачу.

I блок – направлен на развитие у ребенка умений сравнивать и обобщать. В

сентябре месяце половина первого блока у нас посвящена фауне. В этой поло-

вине проводятся игры «Найди два одинаковых цветка» в трех вариантах, «Под-

бери пару», «Съедобный – несъедобный» и другие. В октябре месяце мы включили игры по изучению флоры. Во второй половине первого блока проводятся

игры «Кто как кричит» в трех вариантах, «Летает – не летает» и др.

II блок – дети учатся анализировать. Проводятся игры «Где, что зреет?»,

«Кому, что подойдет», «Птицы моей республики» и др.

Ш блок – направлено на развитие у ребенка умения конкретизировать и

устанавливать причинно-следственную связь. Проводятся игры «Найди тень»,

«Лабиринт», «Утро, день, вечер, ночь» и другие. В конце III блока в оставшиеся

три недели проводятся игры «Мой распорядок дня» и «Я сам» рассчитанные на

одну неделю. Специфичностью III блока является формирование у ребенка умения делать причинно-следственную связь. После всей проведенной работы про-

водятся повторные диагностики для выявления динамики развития мышления.

Из количественного и качественного анализа проведенных трех диагностик

на контрольном этапе мы видим, что у детей экспериментальной и контрольной

групп высокий уровень развития мыслительных операций остался на том же

уровне. У экспериментальной группы – 20%, у контрольной группы – 60%.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа показал, что

если на констатирующем этапе в экспериментальной группе средний уровень

развития был отмечен у одного ребенка – 20%, а у контрольной группы не выявлено, то после проведенной нами работы средний уровень развития в экспериментальной группе имеют трое детей, что составляет 60%. Если детей с низким

уровнем развития в начале эксперимента было трое – 60%, то в конце эксперимента отмечается у одного ребенка, что составляет 20%. А в контрольной группе

изменений не наблюдается

Таким образом, система работы по развитию мышления посредством дидактических игр детей среднего дошкольного возраста дает положительный результат. Использование дидактических игр в повседневной жизни детей доступна,

интересна и проста для усвоения задания. Играя, дети с помощью дидактических

игр овладевают необходимыми знаниями.

Список литературы

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошколь-

ников / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1978. – 56 с.

Публикации по теме:

Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр Проект «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством дидактических игр» Продолжительность.

Формирование у детей среднего дошкольного мелкой моторики посредством использования пальчиковых игр Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Доклад на педсовет 03.02.2015г. Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений Фамилия: Семёнова Имя: Елена Отчество: Викторовна Образование: высшее Должность: воспитатель Тема самообразования: «Развитие мыслительных.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр ) Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами своим опытом работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Защитное слово Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Всё более расширяющийся круг знаний.

Перспективный план работы с детьми 5–6 лет с ОНР по формированию операций словоизменения посредством дидактических игр. Месяц Лексическая тема Название игры, упражнения Дидактическая задача Октябрь «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» «Чей лист?» Согласование.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Сборник дидактических игр по теме «Космос» для детей среднего дошкольного возраста «Я верю, друзья караваны ракет Помчат нас вперед от звезды до звезды. На пыльных тропинках далеких планет Останутся наши следы» В. Войнович.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 29 января 2017 в 09:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД