Лучший педагог года

Игровое оснащение для сюжетно-ролевой игры в группе детей 3–4 лет

Долгих Оксана Анатольевна
Игровое оснащение для сюжетно-ролевой игры в группе детей 3–4 лет

Известно, что игровая деятельность у дошкольников – это и основная форма, и ведущий вид их деятельности. Но следует отметит, что ведущим видом деятельности является не вся игра, а только сюжетно – ролевая, поэтому воспитателю следует уделять особое внимание созданию условий именно для этой игры. В своем выступлении я освещу специфические моменты оснащения среды (зоны) для сюжетно – ролевой игры в группе детей 4-го года жизни.

Публикация «Игровое оснащение для сюжетно-ролевой игры в группе детей 3–4 лет» размещена в разделах

Зона для сюжетно-ролевой игры в младшей группе представляет собой комплекс небольших игровых уголков определенной тематики. Его можно также назвать комплексом готовых игровых сюжетов.

Готовый игровой сюжет – это полностью оборудованное игровое место для одного-двух детей, в котором есть все необходимое для сюжетно-отобразительных игровых действий. Это может быть, например, «прилавок магазина» или «рабочее место парикмахера». Тематика готовых сюжетов формируется в соответствии с имеющимся жизненным опытом малышей. В каждом «готовом игровом сюжете» должны быть большие куклы в соответствующей одежде и элементы специальной одежды непосредственно для детей, чтобы они могли лучше войти в воображаемую роль. Готовые игровые сюжеты должны отражать хорошо знакомые детям элементы социально-бытовой среды, чтобы дети могли в них с помощью взрослого или самостоятельно воспроизвести действия взрослых, постепенно осваивая мир предметов и человеческих отношений. Использование детьми готовых игровых сюжетов еще не свидетельствует о том, что развертывается полноценная сюжетно-ролевая игра, поскольку основными признаками настоящей сюжетной игры являются : наличие самостоятельного замысла, вовлечение в игру сверстников, распределение ролей и реализация игрового сюжета.

Не всегда размеры группового помещения позволяют разместить несколько готовых сюжетов. В этом случае можно использовать их символические изображения. Например, на стене или специальной подставке помещается изображение терминала для оплаты «сотового телефона» или изображение «ванной комнаты» и др. Такой подход к оформлению сектора сюжетно-ролевой игры стимулирует использование малышами предметов-заместителей. Можно наблюдать, например, что ребенок орудует пластиной от строителя как отверткой или «гладит» кукольное белье кубиком. Это свидетельствует о положительной динамике развития не только игровой, но и связанной с ней познавательной деятельности. Воспитателю необходимо правильно реагировать на подобные действия детей, поощрять их и не позволять ребенку после использования какого-либо предмета в качестве заместителя отбрасывать его за ненадобностью. «Положи «отвертку» в коробку с инструментами…Ты не забыла выключить «утюжок» и убрать его на место…», - эти и подобные им реплики воспитателя весьма уместны в таких случаях.

Зона готовых игровых сюжетов может быть оформлен «фоновыми» картинами. Изображение на таких картинах стимулирует развитие игрового сюжета. Использование «фоновых картин» способствуют развитию образного мышления ребенка и создают условия вхождения в игровой образ. На этих картинах могут быть изображены, например, парковая аллея, по которой «прогуливается» мама с детской коляской; остановка автобуса с подходящим автобусом и ожидающими его пассажирами и др.

Фоновыми картинами воспитатель может оформлять не только готовые сюжеты, но также помещать их в зону, где спонтанно разворачивается детская игра. Например, дети развернули игру со строителем, и воспитатель может поставить рядом на переносной подставке картину с изображением строительной техники. С помощью фоновых картин удобно разделять игровое пространство на микро-зоны. Кроме того, они могут использоваться и в качестве декораций в секторе театрализованной игры. Необходимо, чтобы фоновые картины находились в зоне доступности для ребенка, чтобы он мог использовать их самостоятельно. По мере взросления детей содержание фоновых картин должно усложняться.

Игровой материал и атрибутика игр сектора сюжетно-ролевых игр должен быть подобран с учетом как актуальной, так и зоны ближайшего развития детей. Например, в начале года в готовом сюжете «магазин» в качестве «товаров» детям предлагаются преимущественно «хлебо – булочные изделия», изготовленные из полимерной глины, папье-маше или поролона. Эти продукты детям, как правило, хорошо знакомы, и они различают крендель, батон, баранки, булочки и др. Малыши различают также специфику их использования, так как это соответствует имеющемуся у них опыту: печенье – к чаю; ржаной хлеб – к супу и др. Поэтому в магазине могут быть открыты такие его отделы, как «овощи», «фрукты», «посуда», «игрушки» и др.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте неразрывно связано с играми в куклы, с транспортными и строительными игрушками. Поэтому необходимо тщательно продумывать как местоположение, так и оснащение кукольного уголка. «Готовые игровые сюжеты» должны находиться рядом с ним, чтобы побуждать детей «связывать» игровые действия в определенный сюжет, обуславливая переход от предметно-образных игровых действий к сюжетно-ролевым.

Кукольный уголок, как часть игровой зоны, должен быть достаточно просторным и размещаться в хорошо освещенном месте. Особое внимание при его оборудовании нужно обратить на функциональную нагрузку кукол и игрушек, изображающих животных. Необходимо, чтобы в кукольном уголке кроме обычных были и тематические куклы: «дедушка», «бабушка», «мама» и др., способствующие закреплению у ребенка представлений о семье. Из животных уместно «содержать в доме» кошку и собаку. Причем, им нужно выделить свое место: «кошке» - корзиночку, «собачке» - небольшой матрац. У них должны быть также свои «мисочки» и «игрушки».

Кукольный уголок в младшей группе оформляется как большая общая комната, в которой располагается и кукольная мебель, и выделяются места для «приготовления пищи» и совершения элементарных бытовых действий (импровизации стирки, глажения, мытья кукол и др.).

При оборудовании кукольного уголка важно обратить особое внимание на его цветовое оформление. Общий фон интерьера не должен быть пестрым, цвета одежды кукол, постельного белья, посуды и др. должны быть преимущественно основных цветов. Это обусловлено спецификой развития чувственного восприятия детей 3-4 лет. Со второй половины года целесообразно использовать некоторые промежуточные цвета. Например, розовый, голубой, сиреневый.

Размеры игрового материала кукольного уголка должны быть достаточно крупные. Это связано с особенностями зрительного восприятия и мышления малышей. Войдя в образ, любят присаживаться на кукольный стульчик или диванчик. Поэтому эти предметы должны быть достаточно прочными.

В кукольном уголке обязательно должна быть одежда непосредственно для самих детей, позволяющих им «рядиться» в «маму», «папу», «дедушку» и др. Набор такой одежды необходимо дополнить соответствующими аксессуарами: очками, бусами, шляпой, сумочкой и др.

Наличие муляжей различной бытовой техники (холодильника, телевизора, компьютера, телефона и др., а также музыкальных инструментов в кукольном уголке обязательно. У детей должно быть сформировано представление о бытовой технике, ее назначении и правильном обращении уже с младшего дошкольного возраста. Причем, эту технику нужно сделать функциональной: «телевизор» должен с помощью кнопки «включаться» в сеть и «показывать» мультфильмы. Для этого изготавливается серия картинок по сюжету знакомой сказки и помещается в коробочку с соответствующей картинкой на крышке. Дети поочередно вставляют эти картинки в «телевизор» и рассказывают своим куклам «фильм». «Холодильник» должен открываться, а на его полках должны быть «продукты» : фрукты, овощи, кусочек торта, яйца и др.

Пространство кукольного уголка должно быть выделено (например, располагаться на однотонном ковре). Нужно сделать вход в него, например, использовать дугу со звоночком или колокольчиком. Прежде чем войти в кукольный уголок, дети должны «открыть дверь» или позвонить в «звоночек», если там уже есть другие дети.

Особое внимание должно быть уделено соблюдению детьми порядка и чистоты в кукольном уголке. Для маленьких детей это достаточно трудно. Поэтому у кукольного уголка должна быть «хозяйка». Изготавливается в рост детей или чуть выше кукла во «взрослой» одежде. Ей дается имя. Детям объясняется, что кукольный уголок - это дом Маши и вести себя в нем полагается соответственно. Воспитатель, используя приемы косвенного руководства поведением детей в кукольном уголке, может использовать такие, например, фразы, как «Маша радуется…», «Маша сердиться…», «Маша не разрешает…», «Маша ждет…» и др. Дети, ориентируясь на реакцию Маши, постепенно приучаются вести себяв соответствии с доступными их пониманиюсоциальными нормами.

Хочется отметить, что оснащение игровой среды для детей младшей группы должно быть самым ярким и разнообразным, она должна быть заполнена «умными» игрушками, которые несут большую функциональную нагрузку, оснащение среды важно связать с опытом детей, с их реальной жизнью.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» для детей старшего возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» для детей старшего возраста Цель: продолжать формировать у детей представление о профессии воспитатель. Роли: воспитатель, помощник воспитателя, родители.  Предварительная.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группыКонспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группы онспект сюжетно – ролевой игры «Пожар в лесу». Задачи: закрепить с детьми знания об особенностях профессии пожарного; правила пожарной.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 летКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет Сюжет №1 «Готовим обед» Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с.

Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУОрганизация сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ "Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возрастаПроект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возраста Галия Бакланова Проект сюжетно-ролевой игры "Банк" Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» Актуальность Работать в банке я хочу, Эта работа.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детейРоль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в столицу России» для детей 5–6 лет Сюжетно – ролевая игра " Экскурсия в столицу России" Задачи: 1. Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять.

Знакомство с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе детей с ЗПРЗнакомство с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое оснащение для сюжетно-ролевой игры в группе детей 3–4 лет
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 14:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД