Получи документы

«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности»

Наталия Понкратова
«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной

деятельности».

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисковой деятельности, стимулирует к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

2 слайд:

Публикация «„Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Опыты – как будто фокусы, а для детей – это чудо. Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?», «что?», «зачем?» и «откуда?».

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

- Предлагает возможные решения;

- Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- Делает выводы в соответствии с результатами проверки;

- Применяет выводы к новым данным;

- Делает обобщения.

3 слайд:

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются хорошо и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

4 слайд:

Последовательность детского экспериментирования :

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации

2. Прогнозирование результата (старший возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Распределение воспитанников по подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результатов эксперимента.

8. Формулировка выводов

5 слайд:

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

6 слайд:

Центр опытно-экспериментальной деятельности. Воспитателем создаются условия, в которых осуществляется детское экспериментирование. Организация предметно-пространственной среды для развития исследовательских способностей дошкольников состоит в создании центра экспериментирования внутри группу. В этом уголке самостоятельной активности дети проводят опыты с заинтересовавшими их объектами. Воспитанники подготовительной группы умеют действовать по наглядно представленной схеме, поэтому для центра экспериментирования должна быть создана подборка мнемокарточек. Старшие дошкольники упражняются в фиксировании результатов практической работы, записывая их символами в специальных бланках.

7 слайд:

Детский сад приобрел для старших детей такие лаборатории: юный физик, большая химическая лаборатория и юный астроном, также фартуки. Имеют картотеку с опытами и экспериментами,

8 слайд:

А также мы пополнили свою картотеку и приобрели игру «Рисование светом»

9-10-11-12 слайд:

В лаборатории меняется наполняемость в зависимости от названия:

• Юный физик

• Маленький биолог

• Юный Химик

• Юный Астроном

13 слайд:

Я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

Дети получают «Приглашение в исследовательскую лабораторию»

Для выполнения эксперимента «Вода смешивается с разными веществами» ребята делятся на две подгруппы: первая подгруппа получает задание — растворить соль, вторая подгруппа — экспериментирует с сахаром. Обе подгруппы выполняют эксперимент по схемам. В каждой подгруппе выбирается старшего научного сотрудника.

Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.

Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.

Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.

Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

15 слайд:

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Поэтому важно широко внедрять метод регламентированного и не регламентированного детского экспериментирования. Вводя соответствующие инновации в образовательный процесс, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, в процессе которого происходит развитие всех сторон развития личности дошкольника.

Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.

Конечно, существует несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. д. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Даже спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть появление новых ситуаций и направлений в теме исследования. Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по исследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по складу характера – исследователем.

Критерии эффективности детской проектной деятельности

1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Виды проектов:

- долгосрочные,

- краткосрочные,

- детские,

- семейные,

- индивидуальные,

- групповые,

- коллективные проекты.

17 слайд:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:

• оформлена серия наглядной информации для родителей

• проведены индивидуальные и групповые консультации

• использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, обмен опытом.

Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями, оказали огромную помощь в оборудовании лаборатории.

Таким образом, в результате соблюдения всех перечисленных фактов у детей успешно происходит развитие познавательного интереса, они все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. Я пришла к выводу, что инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности способствуют становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Разнообразные формы организации детской музыкальной деятельности с педагогом» Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности. К формам музыкальной деятельности относятся: 1. Занятия.

Инновационные подходы к организации Рппс в группе .

Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста Куделина Ольга Владимировна,.

Инновационные подходы по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР В статье представлен опыт работы использования инновационных технологий и средств обучения по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников.

Мастер-класс «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений» Стремительно меняющийся современный мир, эпоха новых современных информационных и коммуникационных технологий значительно повлияло на интерес.

Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое.

Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности детей старшего возраста в ДОУ .

Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников Статья по теме : «Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников».

Инновационные подходы во взаимодействии с родителями воспитанников «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» (А. С. Макаренко).

Эссе «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения» Эссе на тему «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения». «Задача музыкального руководителя не в том, чтобы дать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 15:58
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Понкратова (УИ 210707) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД