Получи документы

Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников

Татьяна Сунко
Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников

Статья по теме : «Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников»

Воспитатель :Сунко Т. А.

Познавательный интерес дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Публикация «Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников» размещена в разделах

Понятие «познавательный интерес» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы российского образования, а также переходом к рыночным отношениям изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека.

Все это, в конечном счете, и определило перенос акцентов с целостного развития человека на поиск путей, обеспечивающих формирование его активного отношения к окружающей действительности. Именно сегодня интерес к проблематике развития познавательной интереса все больше проявляется на всех уровнях, связанных непосредственно с формированием человеческой личности, становясь определяющей тенденцией развития человека нового поколения.

Особую актуальность проблемы познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка-дошкольника, расширяет и интеллектуализирует содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.

Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально–психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических, и социальных условий развития. Проблеме познавательного интереса, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.

Таким образом, понятие «познавательный интерес» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации познавательной деятельности учащихся, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной интереса учащихся.

Мы выяснили, что, по мнению Г. И. Щукина, познавательный интерес – это ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности. А. И. Иванова полагает, что в основе развития познавательного интереса лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент. Н. Б. Шумакова считает, что познавательный интерес – это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. По определению Ф. З. Забихуллина, познавательный интерес – это естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование.

На основании мнений специалистов, в нашей работе мы придерживаемся понятия «детская экспериментальная деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования».

Экспериментальная деятельность стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного процесса. Ребенок учится делать выводы, самостоятельно овладевает представлениями о том или ином явлении. Результатом реализации работы является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Значительное внимание уделяется знакомству детей с природой, того ее региона, где живут дети; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными праздниками, с природными богатствами родного края.

Проанализировав литературу, мы установили, что развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе и т. п.

Мы установили, что опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить.

В итоге можно сделать вывод, что в результате экспериментальной деятельности, основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у дошкольников на основе представлений о природе в процессе эспериментирования Введение Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается.

Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса к природе посредством знакомства с миром цветов родного края» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь,.

Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности. В условиях современного динамичного развития.

Проект в средней группе «Развитие познавательного интереса у детей средствами опытно-экспериментальной деятельности» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Развитие познавательного интереса у детей через опытно-экспериментальную деятельность" МБДОУ «ЦРР».

Формирование познавательного интереса у детей и закреплении знаний о живой природе. Презентация «Птицы в городе» От имени этой птицы идет название всех птичьих домиков. Считается, что скворечники нужны всем птичкам, для того, чтобы вывести там потомство.

Развитие познавательного интереса у дошкольников через ИКТ Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра. Джон Дьюи Мы живём в стремительно меняющемся мире, в.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных.

Сотрудничество с родителями по теме «Эксперимент как возможность развития познавательного интереса старших дошкольников» В дошкольных учреждениях особое внимание уделяется укреплению взаимодействия с родителями. Создание условий для совместной экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 20:10
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД