Наталья Шибаева
Использование нетрадиционных форм работы в ДОУ по повышению правовой культуры участников образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.
На протяжении веков для общества остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего правила поведения в обществе.
Публикация «Использование нетрадиционных форм работы в ДОУ по повышению правовой культуры участников образовательных отношений» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников.
Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Отсутствие свободного времени у родителей, засилие гаджетов приводит к дефициту живого общения с детьми.
Как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе, безволие, склонность к жестокости.
Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет и система образования.
В связи с этим особо актуальным в современном мире становится правовое воспитание всех участников образовательных отношений в ДОУ.
Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, инновационные педагогические технологии при организации образовательного процесса.
Нормативно-правовая база по правовому воспитанию.
-Декларация прав ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11. 1959 года
-Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), вступившая в силу 2 сентября 1990 года.
-В России права детей регулируются следующими основными законами:
• Конституция Российской Федерации
• Семейный кодекс Российской Федерации
• Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерции
• Федеральный закон об образовании
-Закон Ивановской области 6 мая 1997 года № 9-ОЗ О защите прав ребенка Принят Законодательным собранием 24 апреля 1997 года (в ред. Законов Ивановской области от 06.04.2001 №15-ОЗ, 30.12.2002 №102-ОЗ, с изм., внесенными Законом Ивановской области от 27.12.2001 №88-ОЗ).
Цель правового воспитания : обеспечение защиты прав ребёнка и их соблюдение всеми участниками образовательных отношений.
Задачи:
• Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
• Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
• Воспитание у детей толерантности;
• Содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, умения конструктивного разрешения конфликтов;
• Повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей;
• Создание в ДОУ правового пространства.
Участники образовательного процесса.
Дети
Родители
Педагоги.
С 2018 года являюсь уполномоченным по правам ребёнка в ДОУ №20. Для работы по правовому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса использую различные формы работы, как традиционные так и нетрадиционные. В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий ДОУ значительно усилился. Это связано с активном внедрения в практику различных педагогических инноваций.
Работа с воспитанниками.
Для знакомства с правами человека с детьми старшего дошкольного возраста проведена организованная образовательная деятельность : «Я –человек»; «Что такое права человека?»; «Право ребёнка на имя и отчество»; «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»; «Право на неприкосновенность жилища»; «Все мы разные, но все мы равные»
Беседы на этические темы: «Что такое дружба?»; «Чтобы не случилось беды»; «Какие бывают права у детей?»
Но для формирования у детей представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условии я для их практического применения.
Организуя работу по правовому направлению, опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности.
Игры:
• Сюжетно-ролевые,
• театрализованные (драматизация упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение)
• дидактические игры ("Я имею право", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право").
• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, импатии, коммуникабельных навыков и умений
Организовывала:
• Проблемно-поисковую деятельность (Работа по решению проблемных задач поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку. «Что такое хорошо и что такое плохо»).
• Наблюдение. Предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей.
• Продуктивные виды деятельности (изготовление альбомов, эмблем, плакатов и т. д., презентация).
Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Использование сюжетов хорошо известных произведений, беседа о прочитанном или просмотренном.
Широко применяю в работе лепбуки. Это инновационная форма работы с детьми, которая соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в новых условиях реализации ФГОС. Лепбук - нформативен, полифункционален, вариативен и доступен для детей.
Помогает в работе утренний круг — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей.
Основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой сбор:
развивает толерантное отношение к людям;
формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что помогает раскрывает способности ребёнка, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.
Термин «сторителлинг» в переводе означает «рассказывание историй». Методику сторителлинга разработал Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.
Сочиняя историю, необходимо подумать, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Визуальный контент – это вся визуальная информация, сопровождающая текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики и прочее.
Виды сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, а слушатели вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинг, в котором история дополняется визуальными компонентами.
Инфографика объединяет визуальные элементы и тексты. Основная цель инфографики – информирование.
Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
• систематизировать и донести информацию;
• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
• наглядно мотивировать поступки героев;
• сформировать желание общаться.
В качестве уполномоченного по правам ребёнка провожу работу по правовому воспитанию и с коллегами по ДОУ. Наряду с традиционными методами работы педагогов применяю инновационные, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в правовом воспитании детей.
- Беседы : «Охрана прав и достоинств маленького ребёнка»; «Особенности профессионального поведения педагогов»;…
- консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания ;
-выступление на педсовете «Работа воспитателя по профилактике жестокого обращения с детьми»
- семинары с целью разрешения теоретических и практических вопросов правовоспитательной деятельности детского сада;
- взаимопосещения педагогов открытых занятий в рамках правового воспитания;
Деловая игра «Права ребёнка»
Психологический семинар-практикум «Технология обеспечения психологической безопасности в конфликтных ситуациях»
Внедряя инновационные методы в методическую работу, считаем, что коучинг педагогов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей
Коучинг – такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.
Семинар — форма групповых встреч для повышения квалификации педагогов. Коуч в этом случае является координатором обсуждений темы семинара.
Тренинг — системный метод совершенствования посредством вопросов и руководства с целью постепенного улучшения результативности деятельности до заданного уровня (П. Берч). Тренинг выступает как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков.
Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику.
Работа с родителями. Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей.
В настоящее время использую традиционные формы педагогического просвещения родителей: собрания, наглядность, консультации.
И нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей: наглядно информационные — это оформление фотовыставок к праздникам и на различные тематики;
информационно - аналитические — это проведение анкетирования, опросов;
досуговые — участие в выставках, конкурсах, акциях, праздниках;
познавательные — проведение родительских собраний с применением мультимедийных установок.
В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды : доску объявлений.
Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов родители откликаются неохотно.
Поэтому передо мной встала задача заинтересовать родителей перспективами нового развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада.
Появилась идея использовать в работе НЕТВОРКИНГ
Если вы видели стаю диких гусей, направляющихся на зиму на юг и летящих клином, возможно, вам интересно будет узнать, что наука уже открыла секрет того, почему они летят именно таким образом. Исследования показали, что когда каждая из этих птиц делает взмах крыльями, создаваемый при этом воздушный поток поднимает ту птицу, которая летит непосредственно за ней. Придерживаясь формы клина, вся стая прибавляет, по меньшей мере, 71 процент энергии, необходимой для полета, по сравнению с той энергией, которую имела бы каждая птица, если бы летела сама по себе. (Люди, которые разделяют общее направление и имеют чувство общности, попадают туда, куда направляются, гораздо быстрее и с большей легкостью, потому что передвигаются на доверии друг к другу.) Как только какой-нибудь гусь выбивается из этого строя, он внезапно ощущает тягу к стае и сопротивление попытке совершать путешествие в одиночку. Он быстро возвращается обратно, чтобы пользоваться преимуществом подъемной силы летящей перед ним птицы. (Если бы мы, люди, обладали таким же большим чутьем, как гуси, то остались бы в стае, и так поступали бы те, кто направляется по тому же пути, что и мы.) Когда гусь-вожак устает, он становится в хвост стаи, а его место занимает следующий за ним гусь. (Так стоит делать при выполнении тяжелой работы). Дикие гуси, летящие сзади, издают крик, чтобы подбодрить тех, кто летит впереди, и сохранить прежнюю скорость движения. Отрывок из книги Джона Максвелла "Создай команду лидеров "
Нетворкинг – (сетевая) социально-профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи.
Сущность нетворкинга это выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь. Родителям и педагогам необходимо предоставить возможность для поиска информации и обмена опытом по решению стоящих перед ними задач.
Многие считают, что для сохранения стабильного морального самочувствия, необходимо общаться друг с другом и видеть, что они не одиноки. Они испытывают чувство сопричастности. Взаимодействие с сетью помогает им идентифицировать себя с общим делом, и тогда они становятся более оптимистичными.
Сетевое сообщество для обучения, формирования знаний, выражения коллективного мнения, эффективный способ сотрудничества.
Результативность работы.
Использование системы форм в работе с детьми, родителями и педагогами позволила достичь следующего:
1. – повышение качества правового воспитания детей в ДОУ.
2. – соблюдение прав и обязанностей всеми участниками образовательного процесса
3. повышение родительской компетентности в правовом воспитании
4. - рост посещаемости родителями, мероприятий по правовому просвещению и активности их участников.
5. - общественное мнение родителей о правовом воспитании дошкольников в детском саду.