МААМ-картинки

Использование педагогической технологии «Сторителлинг» в работе с детьми

Ольга Ершова
Использование педагогической технологии «Сторителлинг» в работе с детьми

Аннотация: В статье «Использование педагогической технологии «Сторителлинг» в работе с детьми» изложена информация по подходу к решению проблемы по развитию речи дошкольников различного возраста посредством использования возможностей сторителлинга. Рассмотрено понятие "сторителлинг", его цели и задачи, а также возможности использования в педагогической практике дошкольного образования и функциональная значимость, как техники подачи познавательной информации. Также дается детальный разбор применения технологии в дошкольном образовательном процессе на примере игры "Кубики историй".

Публикация «Использование педагогической технологии „Сторителлинг“ в работе с детьми» размещена в разделах

Проблема развития речи дошкольников различного возраста – одна из актуальнейших в современном дошкольном образовании. В работе воспитателя используется целый комплекс различных форм, методов и способов развития всех компонентов речи (связная речь, формирование грамматических основ, обогащение словаря). На сегодняшний день для этого используется большое количество различных средств, включая игры, описания картин великих художников и пр. Однако несмотря на богатство используемых методов и средств, педагогам дошкольного образовательного учреждения все же приходится сталкиваться с рядом трудностей, например, когда необходимо организовать работу по составлению рассказа с дошкольниками или придумать окончание истории. Почему так случается?

Личный опыт, а также передовой опыт коллег дошкольного образования показывает, что несмотря на то, что подавляющее большинство дошкольников имеют отлично развитое воображение, при вовлечении их в деятельность, связанную с составлением рассказов большинство из них испытывает определенные сложности. Чтобы повысить интерес и упростить процесс составления рассказов по картинам, по серии картин или на заданную тему, я отправилась на поиски современного решения и нашла его в сторителлинге.

Понятие сторителлинга, цель, задачи и возможности его использования в педагогической практике дошкольного образования

Сторителлинг – это современная педагогическая технология в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, которая позволяет в игровой форме развить все компоненты речи дошкольника, а также способствовать улучшению его воображения и коммуникативных качеств. Основы сторителлинга позволяют использовать взаимосвязь между ассоциативным рядом, образами и словами, помогая придумать интересные истории, даже не задумываясь о том, что мы используем технологию «СКАЗИТЕЛЬСТВА».

Иными словами, сторителлинг – это современный способ заставить наш мозг работать, не прибегая к сложным мыслительным процессам. Благодаря возможностям сторителлинга, мы получаем шанс свободно составлять длительные рассказы, раскручивая драматическую дугу в различных направлениях, давая возможность персонажу пережить множество приключений приходя в конечном итоге к неизвестным способностям, одерживая победу над бедой или врагами.

Ключевая цель сторителлинга заключается в создании условий для управления вниманием и чувствами слушателя, с расстановкой грамотных, уместных акцентов, что необходимо для запоминания истории на длительный временной промежуток. Все это становится возможным благодаря формированию надежных психологических взаимосвязей и/или ассоциативного ряда.

В числе задач сторителлинга принято выделять :

фундаментальное обоснование правил поведения персонажа в конкретной ситуации (кто, когда и зачем создал эти правила);

систематизация и донесение информации в подробностях;

обоснование права каждого персонажа быть отличным от других и иметь ряд особенностей, выделяющих его на фоне других;

наглядное мотивирование поступков героев;

создание условий для формирования желания коммуницировать с окружающими.

Полноценно используя возможности сторителлинга можно :

обеспечить разнообразие образовательной деятельности в рамках обучения, развития и воспитания дошкольников;

замотивировать каждого дошкольника в происходящем действии;

обеспечить условия для обучения воспринимать и перерабатывать полученную информацию;

обогатить устную речь детей дошкольного возраста;

упростить, облегчить процесс запоминания сюжета.

Виды и функциональность сторителлинга, как техники подачи познавательной информации

Как известно, ведущей деятельностью дошкольников является игра. Так для чего же тогда включать в образовательную деятельность истории и сказки? Ответ на этот вопрос крайне прост и понятен: для того, чтобы передать практический опыт. А вот от того в какой форме они будут организованы уже зависит его донесение и усвоение.

Чтобы полноценно передать передовой опыт дошкольнику, важного в понятной для него форме смоделировать ту или иную ситуацию, в которой герой проявит себя и продемонстрирует определенные последствия. При грамотной организации процесса, дошкольник через соотнесение себя с персонажем возьмет для себя ценную, жизненно важную информацию.

Рассматривая педагогический сторителлинг как технику подачи познавательной информации, следует выделить у него такие функции, как наставническую, мотивирующую, воспитательную, образовательную и развивающую. На сегодняшний день выделяют три ключевые типа педагогического сторителлинга :

классический – история повествуется из уст педагога, дошкольники только слушают и воспринимают информацию. При таком типе реализации современной технологии дошкольникам передается конкретный объем информации в насыщенной истории;

активный – дошкольникам задается основа события, а также формируются ее проблемы, цели и задачи, что позволяет вовлечь их в процесс формирования и пересказа;

цифровой или мультимедийный– предполагает использование современных технических средств (цифрового формата) через фото, видео, анимацию, интерактивные истории и даже игры.

Вне зависимости от выбранного типа педагогического сторителлинга, в рассказе всегда должен присутствовать интересный герой, наделенный определенными чувствами, что позволит дошкольника сопереживать. Более того, важно проследить, чтобы главный герой был постоянно вовлечен в ситуацию и не был оторван от нее, а буквально «жил» в предначертанном ему рассказом мире.

В дополнение к используемым мерам можно применять открытые вопросы, а также добавлять эмоциональную окраску к факторам, о которых идет повествование. Не следует также забывать и про чувство юмора, которое помогает решать различные жизненные проблемы.

Отдельное внимание стоит уделить вопросу воображения и фантазии у детей, которые, как известно, несколько отличны от взрослых. Поощряя проявления воображения у ребенка в процессе внедрения основ сторителлинга, создается возможность формирования его метафорического языка, который способствует развитию гибкости ума.

Таким образом, можно сделать вывод, что техника сторителлинга отличается многогранностью и способна решить большое количество обучающих, развивающих и воспитательных задач, которые так важны в дошкольном образовании.

Разработка на базе игры «Кубики историй»

Одним из ключевых преимуществ сторителлинга является возможность увлечения дошкольника в процесс рассказывания в легкой и непринужденной обстановке. Это и было взято за основу разработки.

Для повышения интереса к деятельности, за основу разработки взята игра «Кубики историй», которая адаптирована под возраст дошкольников. Эта игра относится к категории тех, которые не создают условий конкуренции, здесь нет победителей и проигравших, ведь каждый участник игры поочередно придумывает и рассказывает приключение героя. При этом, участникам игры дается возможность самостоятельно выбрать жанр рассказа (сказка или рассказ).

В основу игры положен метод рассказа с использованием сюжетной картинки, что помогает дошкольника уверенно строить монолог и избавиться от часто встречаемого «страха говорения».

Инвентарь для игры был изготовлен из 9 пластмассовых кубиков, на каждый из которых были помещены изображения из коллекции «Ассоциации. Предметные картинки»

Как и любой другой игры, здесь имеются правила, которые невероятно просты и легко усваиваются дошкольниками различного возраста. Инструкция заключается в следующем: исходя из личного интереса необходимо выбрать историю (варианты предлагаются в соответствии с возрастными особенностями дошкольника и программной тематикой, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Существует несколько вариантов проведения игры:

1) Игра для одного дошкольника: все 9 кубиков выкладываются на игровую поверхность, делятся на 3 равные части, которые выражают начало, середину и конец истории. Опираясь на изображения, помещенные на кубике дошкольник составляет и рассказывает историю.

2) Игра для трех дошкольников: все 9 кубиков выкладываются на игровую поверхность, делятся на 3 равные части, которые выражают начало, середину и конец истории. Первый дошкольник начинает рассказ, опираясь на первые 3 кубика, затем остальные продолжают.

3) Игра на больше трех дошкольников: когда в игре участвует больше трех дошкольников кубики вытаскиваются по очереди и рассказы продолжаются последовательно.

Дополнение к игре: вне зависимости от количества участников, положить начало рассказу может воспитатель, а дети будут продолжать ее рассказывать, последовательно бросая кубики.

Структурные особенности игры

Начало истории.

Каждая история начинается с призыва к совершению какого-либо действия и начинается со слов:

когда-то давным-давно…

садитесь поближе я вам расскажу…

в некотором царстве, в некотором государстве…

это произошло темной и дождливой ночью…

наш герой понятия не имел, что его ждет

тогда казалось, что это не так важно…

Середина истории.

Формируется их различных повествовательных речей, по мере развития которых главный герой истории прикладывает максимум усилий, чтобы разрешить все сложности.

Конец истории (развязка).

Главный герой достигает поставленных целей. На этом этапе важно уделить особое внимание тому, как он изменился, насколько положительны эти изменения и в какой части он оказался победителем или проигравшим.

Также в конце истории необходимо определить, чему именно эта история может поучить слушателей.

Особенности проведения игры

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей замкнутых и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику.

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребенок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.

Таким образом, с помощью игры «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

Сторителлинг на основе сценария : ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким. Оно представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

Структура истории :

В каждой истории я выделяю 3 части :

Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее

проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряженнее.

Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

Подведем итоги.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Используя «сторителлинг» для коррекции речи дошкольников позволяет нам:

обеспечивать положительный настрой обучающих и поддерживать интерес детей к выполняемым коррекционным упражнениям;

приводит к повышению мотивации детей на занятиях, к адекватной оценке ребёнком своих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и логопедом;

помогает изменить не только негативное отношение ребенка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным;

у ребенка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.

Заключение

Таким образом, интерактивный метод сторителлинг является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте уже не сможете остановиться.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. СПБ. : Златоуст, 1998. 355с.

2. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование. – 2008.-№8. - с 23 - 35.

3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 177с.

4. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста. // Молодой ученый. - 2017. - №16. – С. 515 - 518.

Публикации по теме:

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Отчет о кружковой работе по нетрадиционным техникам рисования с использование ИКТ технологии В своём изобразительном творчестве дети, начиная с самого раннего возраста, пытаются отобразить свои впечатления об окружающем мире. Помня.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование педагогической технологии «Сторителлинг» в работе с детьми
Опубликовано: 27 июля 2022 в 08:36
+64Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД