Получи документы

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Кладовые Земли»

Елена Калюжная
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Кладовые Земли»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта урока

Организационная информация

Тема урока

Кладовые Земли

Предмет Окружающий мир

Класс 3

Автор урока (ФИО, должность) Калюжная Елена Валентиновна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»

г. Мичуринска Тамбовской области

Общий стаж работы 32 года

Педагогический стаж работы 32 года

Методическая информация

Тип урока

Публикация «Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе „Кладовые Земли“» размещена в разделах

Урок «открытия новых знаний» путем исследования.

Цели урока

Создание условий для формирования представлений о горных породах и минералах.

Задачи урока

1) образовательные: познакомить учащихся с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита; выяснить роль полезных ископаемых в жизни человека.

2) развивающие: развивать умение сравнивать, формулировать выводы из изученного материала.

3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.

Планируемые результаты

Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Предметные научиться различать составные части гранита, а также горные породы и минералы;

осознавать значимость горных пород и минералов для жизни человека;

Метапредметные Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем исследовательского характера;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- формировать умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Оборудование • Коллекция камней, лупа, экран, ноутбук, карточки, система контроля и мониторинга качества знаний Учи. ру, электронный учебный диск.

Структура и ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, я рада видеть. Урок хочу начать такими словами:

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять.

-Что ждет нас на уроке?

- Открывать новое легче сообща, поэтому будем работать в группах.

- Определим правила работы в команде.

Очень важно организовать работу между собой, чтобы каждый из вас смог внести свою частицу в результат вашей команды. Но, соревнования между командами не будет. Каждая команда должна внести свой вклад в наше общее дело. Для этого необходимо определить правила сотрудничества.

1 команда.

Каждый имеет право высказаться.

Не нужно слушать товарища по команде.

Можно смеяться над ошибками товарища.

2 команда.

Главное – результат команды.

Главное – доказать свою доброту.

Перебивай собеседников.

3 команда.

Говори одновременно с другими.

Говори по теме, кратко и понятно.

Нельзя отстаивать своё мнение. (Ученики настраиваются на работу)

- На сегодняшнем уроке нас ждут новые открытия.

Ученики выбирают правила работы в группе.

Выбор правил сотрудничества.

II. Актуализация знаний. - Чтобы открывать новое, необходимо вспомнить ранее изученное.

Отгадайте загадки.

1. Голубое поле

Серебром усыпано. (Небо, звезды)

2. Что человек всегда видит, но никогда достать не может? (Небо, звезды, месяц, солнце.)

- Ночью звезды загораются

И в созвездия собираются.

Учащиеся каждой команды рассказывают

об одной из природных стихий.

Дети отгадывают загадки.

Дети делают мини-сообщения о природных стихиях.

III. Постановка учебной задачи. - С небес спустимся на землю. Здесь также много интересного и увлекательного.

Проектная задача

- На земле нас ждет письмо. (Слайд)

Дорогие ребята!

Мы любим собирать разные камни и составлять из них коллекции. Но часто не можем решить, как изучать эти камни. Помогите нам решить эту проблему! Без вашей помощи нам не обойтись! Заранее вам благодарны.

- Не могу понять от кого письмо. Слово рассыпалось.

Г Н О М И К И

- Кто такие гномики? Где живут?

- Чем занимаются?

- Предлагаю отправиться к хранителям земных сокровищ.

Эти маленькие человечки лучше всех знают толк в камнях и, думаю, с удовольствием поделятся своими знаниями.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету -

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

- Какие новые знания мы должны сегодня на уроке открыть?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

- Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли.

-Какую цель поставим перед собой?

Дети читают текст письма и отгадывают его автора.

- Жители подземного царства.

- Любят собирать камни.

- Узнать, какие камни находятся под землей.

-Заглянем в кладовые Земли.

- Будем учиться изучать камни.

IV. Изучение новой темы (изучение учебной задачи.)

Практическая работа с использованием коллекции полезных ископаемых.

V. Физкультминутка.

VI. Изучение новой темы (продолжение). - Гномики – это юные геологи. Они исследуют толщу земли для поиска камней, которые находятся и под землёй, и на её поверхности. Посмотрите, какую коллекцию гномики уже собрали.

Слайд: «Коллекция камней»

- Камни очень разнообразны и красивы, и у каждого из них есть своё название.

- Как вы думаете к живой или к неживой природе относятся камни?

- Каждый из вас может собрать свою коллекцию красивых камней, ведь камни повсюду, надо только внимательно присмотреться к ним.

Их использует человек в своей жизни и называет полезные ископаемые.

- Почему полезные?

- Почему ископаемыми?

- Рассмотрите слайд. Дайте определение, что такое полезные ископаемые.

Полезные ископаемые - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют. (слайд)

- Прочитайте в учебнике на с. 71 первый абзац.

- Предлагаю помочь гномам исследовать камни.

(Мои комментария по командной деятельности.)

- Гномики передали нам коллекцию камней (№1,2,3,4) и свой инструмент.

- Что это за инструмент? Рассмотрите его. Как он называется?

- Зачем нужен? Посоветуйтесь и расскажите.

- Рассмотрите внимательно камень №1, 2, 3 с помощью лупы.

В таблице три названия и три характеристики. У вас названия и описания камней. Вам необходимо исследовать камень, соотнести и подписать их номера в таблицу.

Самопроверка.

№ п/п Название Характеристика

Кварц Белый цвет, однородный состав.

Слюда Чёрный, блестящий, однородный состав.

Полевой шпат Серый, красный, однородный состав.

- Какая общая особенность у камней?

- Камни, однородные по составу, называются минералами. (Слайд)

-Запишите определение в рабочую тетрадь (с. 48).

- Назовите минералы из этой коллекции.

- Выдающийся композитор Эдвард Григ написал произведение «В пещере горного короля». Послушайте музыку и попробуйте представить, что вы сейчас в этой пещере и вам очень хочется исследовать минералы.

- Гномы мне по секрету рассказали, что глубоко под землёй очень высокая температура, такая, что даже камни плавятся и соединяются, образуя горные породы.

-Запишите определение в рабочую тетрадь.

- Почему «горные»?

Их легко увидеть не только в горах. Они есть повсюду, только скрыты от наших глаз слоем почвы.

- Вот похожая история случилась с нашими минералами. Они расплавились, соединились и превратились в одну горную породу, которую передали нам гномы.

-Рассмотрите образец № 4.

- Можно сказать, что состав его однородный?

Название «гранит» происходит от слова «гранум» в переводе с итальянского «зерно».

О каких зернышках идет речь?

- Попробуйте разломать гранит, разбить. Получилось?

- Почему?

- Где применяют в хозяйстве люди эту горную породу?

Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

Справка из «Атласа-определителя» Основное свойство гранита - прочность. Благодаря этим свойствам гранит используется в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий, станций метро. (слайды)

Вывод: Дадим характеристику граниту по плану.

План: (на слайде)

• Состав

• Цвет

• Свойство

• Применение

4. Самопроверка.

- Камни относятся к неживой природе.

- Человек использует камни в своей жизни как полезные материалы.

- Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.

Перед командами коллекции из камней и таблица с названиями минералов.

- Этот инструмент называется лупа.

- Лупа-инструмент или прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых глазом).

На доске таблица с характеристиками и названия минералов.

Дети исследуют камни и записывают соответствующие номера в таблицу.

- Однородность.

Учащиеся под музыку выполняют движения «Шествие гномов».

Горные породы – это природные соединения минералов.

- Можно увидеть в горах.

Дети рассматривают с помощью лупы гранит.

- Он неоднородный.

- В граните есть красные, прозрачные и черные зернышки.

- Гранит состоит из полевого шпата, кварца и слюды.

-Нет.

-Он прочный.

- Гранит применяют в хозяйстве.

Дети читают сведения о граните в «Атласе-определителе».

1. Состав: полевой шпат, кварц, слюда

2. Цвет: белый, красный

3. Свойство: прочность

4. Применение: в строительстве

VII. Первичное закрепление. 1. Самостоятельная работа.

Работа в раб. тетради. С. 48, №2.

2. Фронтальная работа.

Чем отличаются минералы от горных пород?

Самостоятельная работа.

- Минералы – это природные однородные по составу вещества.

А горные породы – это природные соединения минералов.

Горные породы состоят из нескольких минералов!

VIII. Обобщение и закрепление. В кладовых земли огромное множество горных пород:

Предлагаю о некоторых узнать, отгадав загадки.

Этот мастер белый –белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

-Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Что означают слова отгадки?

-Наш край тоже богат полезными ископаемыми. Какие же полезные ископаемые добывают в Тамбовской области?

- Песок, глина – это минералы или горные породы?

– Песок добывают в карьерах. Месторождения строительных песков сосредоточены в основном в Тамбовском, Мичуринском, Инжавинском районах.

- Найдите в коллекции гномов эти горные породы.

(Рассказ сопровождается показом на слайде).

- Где используют песок?

–Для чего используют глину? Глина встречается почти повсеместно. Окраска глины весьма разнообразна — серая, красная, бурая, желтая, зеленая и чисто черная.

Дети отгадывают загадки.

- Строительный песок (формовочный, стекольный, глины и суглинки легкоплавкие, торф, известняк.

- Горные породы.

- Для изготовления стекла, стеклянной посуды, кирпича, в строительстве.

–Для изготовления черепицы, посуды, кирпича, в косметологии.

IX. Итог урока. - Какую учебную цель ставили на уроке?

Тест.

1. К какой природе относятся горные породы и минералы?

а) живой

б) неживой

с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?

а) драгоценный камень

б) ценное топливо

в) горная порода

г) минерал

3. Из чего состоит гранит?

а) полевой шпат, кварц, слюда

б) уголь, железо

в) мрамор, изумруды

4. Почему горные породы так называются?

а) встречаются только в горах

б) легко увидеть в горах

в) можно заметить только с большой высоты

5. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?

а) для еды

б) в строительстве, для изготовления украшений

в) для постройки лодок, кораблей

Работа с электронным диском (приложение к УМК «Перспектива»).

Выполнение заданий на базе образовательной платформы Учи. ру.

- Вы молодцы, хорошо работали команды.

В знак благодарности Вы принимаетесь в отряд юных геологов.

Выставление отметок.

X. Домашнее задание. С. 70 – 71, знать теоретический материал, рабочая тетрадь, с. 49, № 4 (слайд).

- Много еще полезных ископаемых на Земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Тамбовской области.

XI. Рефлексия. - Оцените свою работу на «лестнице успеха» с помощью минералов.

- А гномы за вашу помощь дарят всем участникам нашего урока сувениры из глины, сделанные руками тамбовских умельцев (Звучит песня в исполнении детского хора «Есть на свете гномики»).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока истории в 10 классе «Введение в Новейшую историю» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ИСТОРИЯ. 10 класс Предмет История Всеобщая Класс 10 Номер урока 1 Урочная/не-урочная форма Урок изучения.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Кладовые Земли»
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 10:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Кладовые Земли»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Калюжная (УИ 3177033) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД