МААМ-картинки

Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей

кристина камышева
Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей

"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"

Система музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. Созданная Швейцарским музыкантом и педагогом Ж. Далькрозом система музыкально-ритмического воспитания, получившая широкое распространение вначале XX века, в Европе. Используется и в настоящее время как в работе с нормально развивающимися детьми, так и с детьми с проблемами в развитии, основывается на взаимосвязи музыки и движения, оказывающих положительное воздействия друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различат форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.

Публикация «Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей» размещена в разделах

Вне зависимости от направления дефектологической подготовки (логопедия, олигофрено-, сурдо-, тифло- педагогика) в образовательных организациях следует особое внимание уделить коррекционной ритмике.

Коррекционная ритмика- это общее понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слово, где организующим началом служит ритм. В зависимости от специфики и варианта нарушения развития детей она подразделяется на ритмику : логопедическую (для детей с нарушением речи, фонетическую (для детей с нарушением слуха, коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка,рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов:

- музыкально-ритмических навыков ( умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: темп, ритм, динамику, форму и т. д.);

- навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных);

Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы средствами ритмики. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-волевой сфер детей перед использованием ритмики в коррекционной работы осуществляется обследование моторики детей с проблемами. Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленять структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие "контингенты движений", при этом учитывая группу детей (возбудимых или заторможенных). Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют клиническую картину возбудимых, а вялость, адинамичность, бедность движений характеризуют картину заторможенных детей.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления как:

-коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения, памяти (слуховой, зрительной, воображения (воссоздающего, творческого, восприятия (слухового, зрительного, пространственного);

-коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают языком "выразительных движений";

-коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое прощание.

Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс.

Список используемой литературы

1. Гринер В. А. "Логопедическая ритмика для дошкольников" : Уч. пед. гиз., М., 1958 г.

2. Гринер В. А. "Ритм в искусстве актера" : М., 1966 г.

3. Руднева С., Фиш Э. "Ритмика. Музыкальное движение" М., 1972 г.

4. Миронова С. А. "Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи" : М., 1987 г.

5. Власова Т. А. " Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии" :М., 1970 г.

6 Бернштейн Н. А. "Очерки по физиологии движений" :М., 1966 г.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ»Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является.

Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопияКоррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Ходьба по дорожке направлена на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голеней.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей
Опубликовано: 19 января 2020 в 15:48
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД