Наталья Рудковская
Конспект занятия «Крепкая семья-крепкая Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема 1: «Крепкая семья - крепкая Россия»
Цель: Расширение представления о роли семьи у детей, воспитание чувства сплоченности на основе представлений о семейных взаимоотношениях.
Задачи:
- учить составлять правильно простые и сложные вопросы по предложенному рассказу;
- формировать умение анализировать жизненные ситуации, учить видеть эмоциональное состояние людей, изображенных на картинках.
- развивать связную устную речь;
- прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением к ним;
Публикация «Конспект занятия „Крепкая семья-крепкая Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним.
Методы: проблемный рассказ; беседа; метод познавательных игр; моделирование и анализ жизненных ситуаций; элементы дискуссии; проблемные ситуации, составление рассказа, работа по схеме, этюд, упражнение на расслабление, слушание и анализ стихотворений наглядный, словесный.
Оборудование: сюжетные картинки, игровая схема «Родственные связи», игрушка «Солнышко», ручки, записи с песнями, компьютер, портрет В. Сухомлинского, мяч, дом и фундамент (из бумаги, ромашка, смайлики желтые и синие.
Ход занятия:
I. Организация детей
Знакомство
Приветствие «Здравствуй друг»
"Здравствуй, друг!" - пожимают дpуг другу руки.
"Я скучал" - прижимают руку к сеpдцу.
"Ты пришел" - pазводят руки в стоpоны.
"Хорошо!" - обнимаются.
Воспитатель: Сегодня мы будем говоpить о самом важном, что есть в жизни каждого человека, о семье.
Воспитатель: Послушайте стихотворение
Под одною крышей тесно, не хватает часто места,
Друг на друга мы ворчим, друг без друга жить хотим.
Но порою друг без друга нам бывает в жизни туго.
Лучше жить всегда нам вместе, так трудней, но интересней!
Интереснее любить,
Интереснее дружить,
Интересней понимать,
Интереснее прощать,
Интересней удивлять,
Интересней восхищать,
Интереснее дарить,
Интереснее любить (каждое слово – глагол вывешивается на доску в виде кирпичиков, потом добавить слова «обижать, обзывать, не слушаться, грубить»)
О чем речь в этом стихотворении? Почему вы так подумали? (Ответы детей) Кто думает по другому?
Пальчиковое упражнение «Семья»
Поочередно загибают пальцы в кулак начиная с большого)
Этот пальчик –дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик –папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
II Основная часть
Беседа: Обсуждение вопроса “Что значит счастливая семья?”
- А вы знаете, есть разные семьи, дружные и не только, счастливые, несчастные.
Работа по картинкам. Выберите те картинки, где, по вашему мнению, изображена счастливая семья. Почему вы выбрали именно эти картинки?
Говорят дети:
“Мама с папой не ссорятся”,
“В воскресенье мы всегда вместе”,
“Детям все покупают”,
“Всегда есть деньги”,
“Устраивают праздники”.
А вы как думаете?
Вопрос. Что же больше всего мешает людям быть счастливыми в семье?
«Неумение слышать друг друга. Каждый сам по себе». «Пьянство. Оно может разрушить все». «Отсутствие работы, профессии, денег». «Когда нет понимания того, что нужно другому». «Конфликты из-за пустяков.»
Воспитатель: Сегодня у каждого из вас мы побываем в гостях, каждый из вас, ребята, расскажет нам о своей семье и познакомит со своими родными.
Упражнение 1. Составление связанного рассказа по рисунку.
Начните так: «В моей семье лучше всех смеется…., печет пироги…., играет…., помогает…., работает…., убирает…., дружит, заботиться…».
-А у вас есть дома животные. Расскажите о них.
-Для них родной семьёй стала ваша семья, так заботьтесь о них и не обижайте.
«Дом счастья» (Лего-конструирование).
А сейчас мы будем "строить дом счастья" для своей семьи. "Заселим" его положительными эмоциями и планами на будущее. Дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов и хорошего настроения
Посмотрите внимательно, чего не хватает у нашего дома? (фундамента)
Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова и достройте фундамент вашему дому. На карточках-«кирпичиках» написаны слова, выберите те, которые необходимы для постройки прочного фундамента вашей семьи : любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь, обижать, обзывать, не слушаться, грубить.
(Ребята выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).
Почему вы выбрали именно эти слова?
Рефлексия. Прием «Синквейн»
1 строка – тема нашего занятие – 1 слово (Что)
2 строка – 2 слова, отвечающие на вопрос «Какая?»
3строка - 3 слова, отвечающие на вопрос «Что делать?»
4 строка – фраза из 4 слов, выражающая свое отношение к теме занятия (Я хочу…., Я буду….)
5 строка – 1 слово – синоним, расширенный смысл темы.
- Что же такое «семья»?
Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим. Они вместе живут и ведут хозяйство. Они помогают друг во всем. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом. А вот каким словом, мы с вами сейчас попробуем разобраться.
Упражнение 2. “Солнышко счастья”
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.
Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло и любовь, и я готова поделиться с вами этими чувствами, а вы постарайтесь мысленно отправить свои чувства своим родным. “ Солнышко счастья ” отправлять буду я. Итак, начинаем. (Каждый участник передает воображаемое счастье.)
Работа с текстом. В. Сухомлинский
«А сердце тебе ничего не приказало?»
Андрейка пришел домой из школы и увидел заплаканную маму. Он положил портфель и сел за стол. Ждет обед.
- А папу отвезли в больницу, - сказала мама. – Заболел наш отец.
Она ждала, что сын встревожится, заволнуется. Но сын оставался невозмутимым, спокойным.
- А нам завтра в лес идти, - сказал Андрейка, - Завтра воскресенье… Учительница приказала, чтобы все пришли в школу в семь часов утра.
- Ну, и куда же ты пойдешь завтра?
(- Как бы вы поступили на месте мальчика? Придумайте конец рассказа.
А теперь дочитаем рассказ до конца, как же на самом деле поступил мальчик. Придумать название рассказу.)
- В лес… Учительница ведь приказала.
- А сердце тебе ничего не приказало? – спросила мама и заплакала.
Простые вопросы Сложные вопросы
Кто? (Кто главные герои рассказа)
Что…
Когда….
Что…. Предположите, что будет, если.
Что, если.
Может.
Мог ли.
Согласны ли вы.
Верно ли.
Этюд «Помощники»
Под весё лую музыку повторяй движения:
Встали в круг. Поиграем в помощников, поработаем немного, поможем своим родным. Приготовились!
Мама постирала бельё, а отжать не может, помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках! Отжимай сильнее, ещё сильнее… А теперь стряхни и повесь на верёвку. Если подняться на носки, то как, раз достанешь. Ну вот, и управились!
Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком… Бери песок в руки и равномерно посыпь землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками…Сильнее, ещё сильнее!
Ну вот, а теперь поможем папе, осталось дрова порубить. Поднимем топор высоко-высоко, размахиваемся и резко опускаем его на бревно…Ух, получилось! Ещё раз поднимем и вниз. Готово.
- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок распустился у нас в группе. А на каждом лепестке что то написано.
Дидактическая игра. Игра «Назови ласково» (дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно — ласкательные).
«Бабушка — бабуля — бабулечка — бабуся. Папа — папуля — папуленька. Сын — сынок — сынулечка — сыночек. Мама — мамочка — матушка — маменька. Дочь — доченька — дочурка».
А теперь расскажите, как вас в семье называют ласково?
Игра с мячом. «Как можно выразить любовь к близким людям?»
Я вам буду бросать мяч, а вы его будете ловить тогда, когда вы согласны со мной, а если нет, то мяч не ловите.
Погладить по лицу
Ударить по лицу
Обнять
Толкнуть
Помочь на кухне (в праздничные дни, каждый день)
Сказать добрые слова
Шутливо потолкаться
Прижать к себе
Обозвать
Разбросать игрушки и не убрать за собой
Вместе убирать квартиру (по воскресеньям, часто)
Зря не сорить
Обозвать брата
Не помочь бабушке или дедушке
Приготовить необычный сюрприз (какой)
Напомнить о дне рождении бабушки, дедушки
Приготовить любимое блюдо для мамы с папой.
III Физминутка
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо —
Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)
Хорошо мы отдохнули
И к занятиям вернулись. (Дети садятся.)
V. Окончание занятия
Воспитатель.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Пословицы и поговорки про семью :
Любовь да совет — так и горя нет.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Братская любовь лучше каменных стен.
Добро по миру не pекой течет, а семьей живет.
- Если вам понравилось занятие, выберите себе желтые смайлики, если нет, то синие.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Спасибо вам за внимание. До свидания!
Схема «Социальные роли в семье»
2. Работа по картинкам с изображением различных ситуаций в семье. Дидактическая игра «Выбери нужное». Создание проблемной ситуации
В. Сухомлинский
любить дружить понимать прощать удивлять восхищать дарить
обижать обзывать не слушаться грубить любовь уважение тепло забота радость понимание уют взаимопомощь обижать обзывать не слушаться грубить.