Мария Олеговна Авраменко Решитько
Проект в старшей группе «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Круговорот воды в природе»
(в старшей группе детского сада)
Название проекта : «Круговорот воды в природе»
Проблема: изучить круговорот воды в природе.
Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.
Публикация «Проект в старшей группе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Задачи: исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе; закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой; воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.
Основные шаги по реализации проекта :
• определение проблемы проекта
• постановка цели проекта
• разработка плана достижения цели
• привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
• сбор, накопление материала
• включение в план проекта занятий, игр, исследовательской деятельности детей и др.
• домашние задания для самостоятельного выполнении (чтение художественной литературы, изобразительная деятельность; заучивание стихотворений; опыты и эксперименты с участием родителей
• презентация проекта (показ слайдов на компьютере, музыкальный праздник «Путешествие капельки»)
Описание продукта, полученного в результате проекта :
• стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить существующие в мире связи и отношения и вникнуть в них; интерес к новым источникам информации; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
• формирование знаний детей о цикле круговорота воды в природе;
• систематизация знаний детей о переходе воды из одного физического состояния в другое; получение наслаждения от красоты природы; развитие фантазии и творческих способностей.
Вид проекта : исследовательский (долгосрочный)
Состав участников: дети ; педагоги-специалисты; воспитатель; родители.
Межпредметные связи :
Название раздела
программы Содержание Задачи
«Добро пожаловать в экологию»
(Воронкевич О. А;
занятие №4;стр. 198) Беседа «Речка, реченька, река»
1. Диалог педагога с детьми (на ковре) на тему «Откуда начинается река, где её начало?»
2. Игра «Назови речку ласково»
3. Дети составляют рассказ о своей речке, в которой купались летом.
1. Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках.
2. Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.
3. Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.
4. Расширять и активизировать словарь детей.
(занятие №3;стр. 212)
в разделе «Декабрь» Беседа о снеге
1. Загадки о снеге.
2. Игра «Что мы знаем о снеге»
3. Рассматривание снежинок.
4. Игра-эксперимент «Снег в банке» (в ролях банки и снега дети). Снег в банке находится в разных температурных условиях (улица, группа). 1. Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
2. Развивать у детей творческое воображение.
3. Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», снежная крупа», «снежные хлопья»
(занятие №3;стр. 231)
в разделе «Февраль» Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой»
1. В гостях Незнайка. Дети рассказывают Незнайке всё что знают о зиме.
2. Д/и «Зимние игры» 1. Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии неживой природы.
2. Развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.
(занятие №1;стр. 241)
в разделе «Апрель»
Развлечение. Экологическая сказка «Ручеек»
1. Дети под музыку читают стихи о весне. Приметы весны.
2. Игра-моделирование «Повесь на дерево признаки весны»
3. Исполнение песни о весне. 1. Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.
2. Развивать познавательные способности детей.
3. Учить бережному отношению к живой и неживой природе.
«Я и мир» Мосалова Л. Л.
(стр. 44) Занятие «В природе всё взаимосвязано»
1. Рассматривание картинок с видами природы.
2. Дети составляют рассказы по картинкам.
3. Дети рассматривают знаки, запрещающие, что -то делать на природе.
4. Дети показывают фото отдыха всей семьей на природе. 1. Закрепить понятие о бережном отношении к природе.
2. Уточнить и расширить представления о том, что портит окружающую среду.
3. Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую природу.
Познавательное развитие в старшей группе
Волчкова В. Н. ; Степанова Н. В.
(занятие №2;стр. 158) Занятие «Невидимка-воздух»
1. Опытно-эксперементальная деятельность.
Переворачивается стакан вверх дном и медленно опускается в банку с водой. Стакан не наполняется водой. Воздух не пускает воду в стакан.
2. Свойства воздуха.
3. Значение воздуха. 1. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого.
(занятие №3;стр. 159) Занятие «Волшебница вода»
1. Работа с глобусом (рассматривание модели земли и знакомство с Арктикой и Антарктидой).
2. Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости»
3. Загадки о воде.
4. Опыт. Вода в трёх стаканах. Её сравнение.
5. Правила пользования водой. 1. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах.
И. Л. Саво
(стр. 39) 1. Опытно-эксперементальная деятельность «Измерение снегомером глубины снега»
2. П/и «Ходят капельки по кругу»
3. Чтение Н. Рыжовой о воде.
4. Чтение Б. Пластова «Сказка о каплях»
5. Экскурсии на водоем. 1. Освоить представления о некоторых факторах среды (свет, вода и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния).
Занятия по развитию речи.
О. С. Ушакова
(занятие №13;стр. 58) Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
1. Чтение рассказа.
Обсуждение.
2. Игра в снежки (имитация)
3. Игра «Лето-зима» 1. Вызвать у детей позитивное настроение.
(занятие №14;стр. 61) Составление рассказа по картине «Река замерзла»
1. Составление рассказа на тему «Река замерзла»
2. Объяснение значения слова «замерзла» 1. Повторить и обобщить свойства воды.
2. Воспитывать безопасное поведение на реках, озерах, водоемах.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Н. В. Нищева
(стр. 64) Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 1. Разучивание гимнастики.
2. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
Сказки-пересказки.
Т. А. Куликовская
(стр. 65) Игра-эстафета «Полезный зонтик»
1. Разучивание игры. 1. Вызвать у детей позитивное настроение.
Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности.
Т. Г. Казакова
(стр. 116) Занятие «Весенний дождь» 1. Развивать у детей интерес к окружающему, учить передавать явление природы доступными изобразительными средствами, ритмичными линиями рисовать веселый дождик.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта : посещение библиотеки, поиск информации в методическом кабинете, помощь родителей в поисковой деятельности.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : Создание условий для проведения опытов и экспериментов: приобретение пластмассовых стаканов и ложек; ватмана, бумаги для черчения, картона, фломастеров и пр.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
Этап Содержание
деятельности Сроки
педагог дети
Поисковый 1. Формулирует проблему «Изучение круговорота воды в природе» 1. Вхождение в проблему Февраль
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию «Путешествие капельки» (сказка) 2. Вживание в игровую ситуацию. Февраль
3. Формулирует задачи 3. Принимают задачи Февраль
Практический 1. Помогает спланировать деятельность Март
2. Организовывает деятельность (занятия, игры, опыты и эксперименты) 2. Объединяются в рабочие группы Март
Контрольно-аналитический 1. Направляет и контролирует осуществление проекта 1. Формируют приобретенные знания, умения и навыки Апрель
Презентационный 1. Подготовка к презентации 1. Продукт деятельности готовят к презентации Май-июнь
Формы Название формы
работы Сроки
Занятия «Путешествие капельки воды» Февраль
«Удивительные превращения капельки воды» Март
«Как люди речку обидели» Апрель
«Круговорот воды в природе» Май
«Вода в жизни растений» Июнь
Наблюдения Наблюдения за снежинками Февраль
Наблюдения за испарением воды (дома) Март
Наблюдение за превращением воды в лед (дома) Март
Наблюдение за паром Апрель
Наблюдение за кипением чайника (дома) Май, июнь
Экспериментирование Опыт№1. Таяние снежинки на руке. Февраль
Опыт№2. Испарение воды в теплом и прохладном месте (дома) Март
Опыт№3. Превращение воды в пар Апрель
Опыт№4. Превращение снежинки в воду Май
Опыт№5. Превращение льда в воду (дома) Июнь
Экскурсии 1. На участке д/с Февраль, март, апрель
2. В парк Май, июнь
3. На детских
площадках поселка Май, июнь
Работа с родителями Привлечение родителей к работе по проекту (ознакомить с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы. Февраль, март, апрель, май, июнь
Групповое обсуждение Беседы по экологическим сказкам, рассказам. Выводы в ходе опытов и экспериментов. Февраль, март, апрель, май, июнь
Февраль
1. Занятие «Путешествие капельки воды» (сказка сопровождающаяся иллюстрациями).
Цель: объяснить этапы круговорота воды в природе, закрепить понятие об облаках, тучах, значении солнышка во всех состояниях воды.
2. Наблюдение за снежинками.
Цель: учить детей наблюдать за таким явлением природы, как снежинки; рассматривать узоры снежинок и сравнивать их; объяснить детям, что лучше снежинки рассматривать на тёмном фоне (на рукавичке, рукаве пальто и т. д.); развивать внимательность, познавательность, любознательность; сделать вывод: все ли снежинки одинаковые?
3. Экспериментирование: Опыт№1. «Таяние снежинки на руке и превращение её в воду».
Цель: поймать снежинку на рукавичку и подышать на неё; понаблюдать, что происходит со снежинкой и во что она превратилась; сделать вывод: почему это произошло? (от тепла снежинка превращается в капельку воды)
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями: привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.
6. Групповое обсуждение : беседы по экологическим сказкам, рассказам; выводы в ходе опытов и экспериментов.
7. ИЗО-деятельность «Дорисуй снежинки».
Цель: продолжать учить детей симметрично дорисовывать элементы рисунка; развивать воображение и внимание; закрепить знания детей о том, что узоры снежинок разные.
Март
1. Занятие «Удивительные превращения капельки воды».
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой.
2. Наблюдение за испарением воды (дома).
Цель: учить детей наблюдать за процессом испарения воды; дать знания о том, что вода испаряется со всех водоёмов, даже совсем маленьких; сделать вывод: «Что такое испарение?»
Наблюдение за превращением воды в лёд. (В домашних условиях)
Цель: ознакомить родителей с проведением данного опыта; уточнить у детей, где в домашних условиях можно встретить лёд; учить детей наблюдать за процессом превращения воды в лёд;
сделать вывод: «Во что превратилась вода на холоде?»
3. Экспериментирование Опыт №2. «Испарение воды в теплом и прохладном месте». (В домашних условиях)
Цель: учить детей с помощью обычной тряпочки экспериментировать с водой в разных условиях (в теплом и прохладном месте); объяснить детям, что в тряпочке находятся капельки воды, которые испаряются или превращаются в пар.
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.
6. Групповое обсуждение беседы по проведенным опытам и экспериментам; выводы в ходе опытов и экспериментов.
7. Художественное слово: разучивание стихотворения «Туман».
Апрель
1. Занятие «Как люди речку обидели».
Цель: показать, к чему приводят необдуманные действия человека; воспитывать бережное отношение к водоёмам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.
2. Наблюдение за паром.
Цель: учить детей наблюдать за кипящим чайником или кастрюлей совместно со своими родителями; воспитывать осторожность и аккуратность.
3. Экспериментирование: Опыт№2. Превращение воды в пар.
Цель: ознакомить родителей с экспериментом; предупредить детей о том, что в кипящем чайнике (кастрюле) пар очень горячий и опасный; сделать вывод: «Как вода превращается в пар?»
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями: беседы по проектной деятельности; подведение итогов, по результатам проведённых совместно с детьми опытов.
6. Групповое обсуждение : беседы с детьми на тему «К чему приводят необдуманные поступки людей по отношению к природе»; привести в пример свои случаи из жизни связанные с природой.
7. Игровая деятельность: «Выбери слово обозначающее воду». «Выбери лишнее слово».
Май
1. Занятие «Круговорот воды в природе».
Цель: познакомить детей с понятием «Круговорот воды в природе» с помощью рассказа «Замкнутый круг»; учить детей приводить свои примеры о круговороте воды; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и фантазию.
2. Наблюдение за разным состоянием воды.
Цель: закрепить с детьми знания о том, что вода имеет разное состояние (парообразное, жидкое, твердое); воспитывать бережное отношение к воде.
3. Экспериментирование: «Превращение воды в разное состояние».
Цель: дать детям знания в процессе экспериментирования, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. (Примеры опытов приведены выше).
4. Экскурсии в парк.
5. Работа с родителями по подготовке к презентации по проекту.
6. Групповое обсуждение : беседы по проведённым опытам и наблюдениям.
7. Художественное слово: заучивание детьми стихотворений к презентации «Праздник воды».
Июнь
1. Занятие «Почему надо беречь воду?».
Цель: познакомить детей с процессом очистки и обеззараживания воды до её употребления; ознакомить с различными факторами загрязнения воды (строительство ткацких фабрик, поселение людей у воды и т. д.); воспитывать бережное отношение к воде.
2. Наблюдение за разным состоянием воды.
Цель: закрепить с детьми знания о том, что вода имеет разное состояние (парообразное, жидкое, твердое); воспитывать бережное отношение к воде.
3. Экспериментирование: «Превращение воды в разное состояние».
Цель: дать детям знания в процессе экспериментирования, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. (Примеры опытов приведены выше).
4. Экскурсии в парк
5. Работа с родителями подготовка к презентации «Праздник воды»
6. Групповое обсуждение : беседы по теме бережного отношения к воде; по проведённым опытам и наблюдениям.
7. Презентация: «Праздник воды»