Мария Пименова
Логико-математические игры как средство формирования познавательной активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Логико-математические игры как средство формирования
познавательной активности детей раннего возраста»
(мастер-класс для педагогов)
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей раннего возраста.
Задачи:
Публикация «Логико-математические игры как средство формирования познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми раннего возраста.
- Обучить участников внедрению логико–математических игр в образовательную деятельность.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
Материалы: мультимедийное оборудование, столы и стулья, дидактические игры.
Ход мероприятия:
Подготовительно-организационная часть
Уважаемые коллеги!
Сегодня мне хочется отметить тесную взаимосвязь математики с сенсорикой. Обе эти области включают в себя занятия по знакомству с предметами, их свойствами, количеством, формой, цветом, размером. Сравнения обозначаются словами: длинный – короткий, большой – маленький, широкий – узкий и т. д. Дети учатся различными способами обследовать, узнавать, правильно называть плоскостные геометрические фигуры, учатся составлять группы из однородных предметов, различать понятия «один – много», находить их в окружающей обстановке, ориентироваться в пространстве и времени. Одним словом дети учатся обследовать предметы при помощи рук. Всё это обогащает словарный запас детей, развивает тактильное восприятие, мелкую моторику рук. Для детей раннего возраста это является важным фактором. А также давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра.
В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Итак, игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.
А логико-математическая игра - это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Очень важно начать развивать логическое мышление в раннем возрасте.
В любом ребенке можно вырастить талант! Ребенок в возрасте 2-3 лет становится самостоятельным человечком. У него уже с каждым днем совершенствуется речь, поведение, мышление, развиваются умения и навыки. Но появление самостоятельности не мешает игре продолжать занимать одну из главных ролей в жизни ребенка.
В этом возрасте детям очень сложно сосредоточиться и длительное время выполнять определенную задачу. В игровой форме при помощи дидактической игры ребенка можно обучить определению цветов, изучению геометрических форм и многому другому. В качестве подсобных материалов могут служить кубики, кольца, верёвочки, вырезанные из картона фигурки и многие другие предметы. К тому же ребенок, усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость.
Основная часть
И сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько дидактических игр по сенсорному развитию, сделанные своими руками и очень полюбившиеся детьми. Они просты, но интересны, увлекательны и познавательны, влияют не только на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, но и формируют познавательную активность.
НАЙДИ ПАРУ
Цель: сенсорное развитие: размер, цвет, узор, формирование пространственных отношений „право” -„ влево”
Игра:
1 вариант: Найти пары варежек одного размера
2 вариант: Найти пары варежек одного цвета
3 вариант: Найти пары варежек с одним узором
ОДИН - МНОГО
Цель: научиться различать и называть основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, развивать координацию движений рук.
Игра: В начале, все шарики перекладываем в корзинку (ящик, коробку закрываем крышкой и предлагаем малышу разложить шарики в соответствии с цветом "домика".
Игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой дошкольников.
Итог игры :
После разбора ребенком предметов на группы задать вопрос:
- Каких шариков много? Каких шариков мало?
СОБЕРИ В КОРЗИНКУ
Цель: сенсорное развитие: размер, формирование пространственное представление „больше” -„ меньше”
Игра:
1 вариант: Собери грибы большого размера в большую корзинку, маленького размера - в маленькую корзинку
2 вариант: Собери яблоки большого размера в большую корзинку, маленького размера - в маленькую корзинку
РАССТАВЬ ПО ПОРЯДКУ
Цель: сенсорное развитие: размер, формирование пространственное представление „выше” -„ниже”
Игра:
1 вариант: Расставь игрушки на полку по порядку в порядке убывания
2 вариант: Расставь игрушки на полку по порядку в порядке возрастания
НАРЯДИ ЕЛОЧКУ
Цель: сенсорное развитие: цвет, форма, формировать умение находить сходства и различия по цвету и форме
Игра:
Укрась ёлочку к празднику. Подбери игрушки такой же формы и цвета, что и на макушке елки
НАРЯДИ МАТРЕШКУ
Цель: сенсорное развитие: цвет, форма, формировать умение находить сходства и различия по цвету и форме
Игра: Укрась фартук Матрешки геометрическими фигурами, используя заданные цвет и форму
Уважаемые педагоги, а сейчас я Вам предлагаю немного поиграть. Прошу выйти желающих поучаствовать.
ПОЛЯНКА
Цель: учить группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «одинаковые», «разные».
Ход игры:
Воспитатель: Дети, хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали? А как ты догадался?
- Правильно. На полянке растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с жуками разного цвета.
ИГРЫ С БЕЛЬЕВЫМИ ПРИЩЕПКАМИ
Цель: эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Ход игры:
Воспитатель: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик.
Воспитатель: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Воспитатель: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Воспитатель дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Воспитатель: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Воспиталь: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Воспитатель: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Воспитатель: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам еще одну игру, которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат». Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат.
Данная игра помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление.
Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста.