МААМ-картинки

Ментальные карты в развитии речи дошкольников

Марина Жаркова
Ментальные карты в развитии речи дошкольников

Ментальные карты в развитии речи дошкольников

«Учите ребенка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

Публикация «Ментальные карты в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Особенности в развитии детей с нарушениями речи требуют от педагога специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социальной среды. Проблемы в обучении детей с речевыми нарушениями, а также высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного образования.

Одним из эффективных методов, облегчающих, систематизирующих и направляющих процессы усвоения детьми знаний, развивающих как творческие, так и речевые способности детей, является использование ментальных (интеллектуальных) карт.

Ментальная (интеллектуальная, мыслительная) карта – это техника визуализации мышления в виде схем и рисунков.

Метод «интеллект - карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект – карты». В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Метод интеллект - карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы. Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод ментальных (мыслительных) карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

В традиционном обучении давались детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

В условиях реализации ФГОС ДОО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:

- развивать психические функции (внимание, память, мышление);

- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;

- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развивать воображение и творческую активность;

- формировать преемственность между детским садом и школой;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;

- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Свойства ментальной (интеллектуальной) карты

- наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);

- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект - карта легко запоминается);

- своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);

- творчество (интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Применение ментальных (интеллектуальных карт) в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

3. Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа может проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же используется в работе с детьми с ЗПР и даёт огромные положительные результаты. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Методика составления ментальной (интеллектуальной) карты

1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:

- участников процесса создания интеллект - карт;

- поставленных задач;

- индивидуальных способностей детей;

- типа занятия;

- формы организации детей.

Рекомендации по применению ментальных (интеллектуальных) карт (из опыта работы) :

- задавайте больше вопросов;

- обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

- беседуйте по карте;

- составляйте рассказы;

- добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

- экспериментируйте.

Применение метода ментальных (интеллектуальных) карт в коррекционной работе будет способствовать положительной динамике речевого развития детей.

Положительная динамика в речевом развитии :

- пополнение словарного запаса;

- улучшение лексико-грамматической структуры речи;

- связное, последовательное изложение своих мыслей, рассказ о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Таким образом, ментальная (интеллектуальная) карта - это инструмент, который учит работать с информацией в том формате, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллектуальной карты изучать предметы и осваивать новые знания становится проще, легче и интереснее.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Дидактические игры с прищепками в развитии речиДидактические игры с прищепками в развитии речи Дидактические игры с прищепками в развитии речи. Иванова Ирина Сергеевна Картотека дидактических игр с прищепками. Муниципальное комбинированное.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Автор публикации:
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 4 марта 2021 в 22:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД