МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»

Мария Ермакова
Консультация для педагогов «Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»

Настоящая игра — это то, что идёт изнутри ребенка, а не то, что мы пытаемся ему навязать.

Гордон Ньюфелд

Многие психологические и педагогические исследования говорят о том, что в игре ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на себя социальные роли.

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.

Публикация «Консультация для педагогов „Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры“» размещена в разделах

Если же мы говорим о детях с РАС и наблюдаем за игрой аутичного ребенка, мы замечаем некоторые характерные особенности в игре:

- чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений.

Уважаемые коллеги! Давайте еще раз вспомним о признаках РАСи предлагаю вашему вниманию памятку «Возможные признаки аутических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

- ребенок выкладывает длинные ряды из кубиков, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая, как крутятся ее колеса, или с грохотом скатывает эту машинку с горки.

Действия ребенка с РАС, играя с выбранными предметами могут быть многократно повторяющими!

- ребенок часто играет с неигровыми предметами (крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки). Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, юла, игрушечные звери, куклы. Ввести в его игру какой-то персонаж, «действующее лицо» довольно сложно;

- в игре чаще всего нет сюжета;

- если сюжет все-таки есть, он бывает очень «свернутым», нет подробностей, деталей;

- самостоятельная игра аутичного ребенка, как правило, стереотипна, однообразна. Ребенок может раз за разом проигрывать одно и то же яркое впечатление.

У него есть свои игры и правила, и они зачастую не понятны нам.

Попробуйте для начала сами понять его правила игры. Это надо делать очень осторожно и терпеливо т. е. мы наблюдаем. Если ребёнок пускает вас в свой мир и ему приятно с вами взаимодействовать, то попытайтесь повторить, то, что он делает. Это поможет вам наладить визуальный и эмоциональный контакт. Он сделает вывод, что вы хотите понять его мир, его правила. Потом попытайтесь внести в его игру что-то новое, но не нарушая его пространство. Например, он выстраивает игрушки в линию, вы на первом этапе копируете его действия. Вы не забираете его игрушки, а берёте такие же и строите всё как у него. Подчеркните этот момент эмоционально (ура, здорово, ты молодец, и я молодец, у нас так всё красиво).

Привести пример для слушателей о детях аутистах, посещающих занятия, которые приносят любимые предметы на «сегодняшний» день.

Понятно, что включаясь в игру аутичного ребенка, преобразуя ее, мы работаем на развитие ребенка, содействуем его эмоциональному росту.

Поэтому, Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию один из методов игровой терапии с детьми с РАС, где на первом месте стоит конечно же развитие личности ребенка через игру.

Метод Floortime» (буквально – «время–в игре проведенное на полу») — вид терапии, основанный на игре, разработанной профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Целью методики «Floortime» является объединение терапевтической и коррекционной среды с игровой, это делает её естественной, теплой и безопасной для ребенка.

Метод Флоортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.

Все совместные игры с детьми проводятся на полу. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.

Суть метода -это подход, который во главу угла ставит самого ребенка, его особенности, его интересы. Флортайм делает упор на игры, которые интересуютпрежде всего самого ребенка. Педагоги, родители подключаются к этим играм, присоединяясь к ребенку, чтобы расширить игровые рамки и привить новые навыки. Тем самым, подталкивая ребенка к сложным сюжетам игры.

Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.

Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.

Пример:

Я наблюдаю Влад расставляет животных или кубики в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, чередования, интервал расстояния между предметами. Влад выстраивает игрушки в ровную линию, я добавляю к его ряду еще один предмет или предлагаю неожиданный вариант: улыбаясь, ставлю игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае, у нас зарождается взаимодействие. Когда ребенок увидит, что я не хочу его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, стану ли я продолжать его игру.

Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что вы собираетесь прервать его занятие, он пустит вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится, но играя по своим правилам т. е. развивая в ребенке другие навыки, усложняя задания.

Основные правила и рекомендации при игре по принципам Floortime

-Начинайте игру с любимых ребенком предметов или действий, даже если это его самостимуляции (карточки, шнурочки, кубики).

-Будьте артистичными в подстройке к ребенку : меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Детям должно быть интересно и весело, и вы тоже должны получать удовольствие от такого взаимодействия!

-Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание: что ваша собственная речь не должна быть сложно построенной, используйте для общения отдельные слова или простые предложения. Все мы уже знаем, что дети с РАС из длинной фразы выберут главные слова в предложении, касаемых действий.

-Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом.

Пример:

Играя с Богданом в животных, строили вальеры для лошадки из мягких модулей развивающегося разноцветного коврика. Необычные способы-(переверните посуду и постройте башню, сложите из пазл узор на ковре).

-Переносите игру в новое место, даже если комната одна (например под стол, в разные углы).

-Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Если он чувствителен к прикосновениям, тогда и игры будут без касаний. В этом случае можно воспользоваться игрушкой из кукольного театра, надеваемой на руку. Учитывайте актуальный уровень развития ребенка. Родители часто испытывают разочарование, из-за того что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть. Если в голову приходит такая мысль, значит, вы пока не следуете за ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним «расширять» его действия.

Метод Флортайм использует следующие виды игр:

1. Спонтанная игра

2. Частично структурированная игра

3. Занятия по развитию сенсорной сферы

4. Занятия по развитию моторики.

Вот некоторые конкретные примеры игр по программе Флоортайм:

-ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провезти машинку по этой трассе. Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая ребенка в догонялки;

-ИГРА В МЯЧ: совместно с ребенком играем в мячик. Помогайте катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу, Толкайте мячик одновременно – с разной скоростью, отбиванием о пол с хлопками на внимание. Сбивание кеглей по очереди.

-СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков. Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет ребенку усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Стройте дома, дорожки из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят сказки «Теремок» и «Три поросенка» «Заюшкина избушка».

Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре. Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга (высокий, низкий).

Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».

-ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных (лиса, медведь, заяц).

-РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники). Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.

-ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.

-СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши,прищепки.

-РАЗНОЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА: На белом ватмане с помощью пальчиковых красок сделайте следы ножек с разным направлением и прыжками наступайте на следы, как нарисовано на дорожке (тот же самый –вариант для ручек).

Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание.

Два основных фактора эффективности методики :

1. Исходные возможности ребенка

2. Степень вовлеченности взрослого.

Чего вы можете добиться, применив эту методику?

- Эмоциональный контакт с ребенком

-Взаимодействия в диалоге

- Удовольствие от общения

-Улучшение саморегуляции

- Гармонизация сенсорной сферы

- Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)

-Понимание и управление личными эмоциями

- Умение решать социальные задачи в необычной ситуации

- Умение идти на компромисс

- Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)

- Развитие самосознания и самооценки

- Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей

- Построение Я-концепции.

Преимущества подхода Флоортайм:

-возможность раннего начала коррекционных занятий с помощью игры.

-возможность обучения родителей основным идеям и ключевым моментам игровых занятий для осуществления их дома.

-объединение коррекционной среды с естественной и безопасной, где ребенок почувствует себя свободно и непринужденно.

Метод Floortime – это процесс, а любой процесс длится во времени. Именно в процессе игры есть возможность получить положительный результат в общем развитии ребенка.

Дети с особенностями развития -это прежде всего дети! А игра -неотъемлемая часть жизни детей. И именно игры для таких детей прокладывают для ребенка дорогу к внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий.

Подводя итог отмечу, что коррекционная работа с аутичным ребенком не может обойтись без игры.

А в игре легче научиться понимать, принимать и признавать детей с особенностями.

Спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 12:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД