Папки-передвижки

Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства

Кангина Ирина
Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре и искусству, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности.

Публикация «Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: формирование у дошкольников элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей. Решая эти задачи, музыкальные руководители ДОУ рассказывают детям о различных музыкальных жанрах, развивают у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности.

Песня, танец, марш - жанры, доступные восприятию дошкольников даже на начальной стадии их музыкального развития. Именно поэтому знакомить детей с основными жанрами я начинаю с раннего возраста.

В первой младшей группе проводим с воспитателями игру «Разбудим Таню» Цель: Учить детей различать музыку разного характера : ласковую колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия соответствующие данной музыке.

Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.

Ход игры: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу, а затем предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают в ладоши под весёлую музыку – «кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок», «мишка».

Малышам очень нравится игра «Что делают зайчики?» или «Что делает кукла?».

Цель данной игры: Развитие слухового восприятия и музыкальной памяти у детей.

Задачи: учить детей слушать музыку; различать характер музыки – веселая (плясовая) и спокойная (колыбельная).

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий. Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили – были зайцы. Они были очень весёлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут) под музыку соответствующего характера.

Решая задачу ознакомления дошкольников с жанрами музыки, с детьми старшего дошкольного возраста музыкальные руководители проводят музыкально-дидактическая игру «Песня, танец, марш».

Цель игры:

1. Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш, их характерных особенностях, дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

Ход игры:

1-вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик», «лицо» - спящее, плачущее, весёлое).

Есть несколько вариантов оформления этой игры:

- на карточках могут быть изображены флейта (условное изображение песни, бубен (танец, барабан (марш);

- на карточках может быть изображён поющий ребёнок, танцующие дети, марширующие (дети фишками закрывают картинку, условно соответствующую прослушанной музыке);

- детям могут быть предложены карточки из картона, разделённые на три квадрата двумя вертикальными линиями и отдельные (такого же размера) квадраты с изображениями, о которых говорилось ранее; дети прослушивают три музыкальных произведения, поочерёдно определяют жанр каждого из них и закрывают пустые квадраты на прямоугольной карточке.

Пособия этого типа можно использовать и для ознакомления детей с разновидностями внутри одного жанра. Рассмотрим это на примере. При проведении игры «Чей это марш?» у детей развивается умение различать характер марша и соответственно на прямоугольной карточке изображены шагающие дети, марширующие солдаты и игрушечные солдатики.

В подготовительной к школе группе я провожу игры «Три танца». Цель игры: развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.

Описание. Пособие возможно в двух вариантах.

1-й вариант. Такие же карточки, как и в предыдущих играх, изображены гармошка (для определения звучания плясовой музыки, цитра (вальс,

бубен (полька). Три фишки.

2-й вариант. Вместо изображений инструментов можно использовать цветные карточки (например, зелёная соответствует плясовой, голубая – вальсу, оранжевая – польке.);

Детям очень нравится игра-лото «Три кита музыки»

Данный дидактический материал представляет наборы карточек с изображением различных музыкальных жанров : танец, песня, марш.

Музыкально-дидактическая игра «Три кита» (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать.

Особенностью музыкально-дидактической игры «Три кита» является и то, что она может использоваться и на занятиях с дошкольниками, а также использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в игровой деятельности.

Организую музыкально-дидактическую игру «Что играет крокодил Гена

Цель игры: обогащать музыкальный опыт детей, развивать умение определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки. Необходимый материал: карточки с изображением крокодила Гены и картинками, соответствующими основным жанрам музыки

Ход игры:

Музыкальный руководитель говорит, что сегодня в гости к ребятам пришел крокодил Гена с гармошкой. Он знает много различных мелодий и куплетов, но как эта музыка правильно называется - не знает. И просит помочь разобраться ребят! Напоминает ребятам, что в музыке существует три основных жанра - песня, танец, марш. Затем дети слушают предложенные музыкальные отрывки и определяют к какому жанру музыки они относятся. Дети передвигают ленточку на гармошке и показывают свой результат. Музыкальный материал к игре - программные произведения соответствующие возрасту детей и реализуемой программе детского сада. А ещё ребятам нравится игра – моделирование на знание жанров музыки - «Волшебный веер».

Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих

детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.

Методика проведения: Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей. Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!» Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра». Дети встают в круг.

Педагог продолжает: «Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много. (Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга). Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? (Ответ детей). Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.

Интересно проходит игра «Что делают в домике?»

Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке : танец, марш и колыбельная. Музыкальный центр и поощрительные значки.

Ход игры. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель (воспитатель, если игра проводится в группе) играет на фортепиано (или звучит мелодия на СД). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков. Игра проводится при проведении НОД и в свободной деятельности.

Игра «Удивительный светофор»

Игровой материал: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный : карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры:

Педагог (показывает большой светофор) и говорит:

- Вот горит светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай, а захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог проигрывает произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки. Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.

Кроме перечисленных игр, педагоги могут сделать своими руками игры на закрепление детьми знаний жанров музыки «Лото», «Домино».

Итак, музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Как показывает практика, систематическое применение в работе с дошкольниками музыкально - дидактических игр повышает у воспитанников интерес к музыке, к жанрам музыкального искусства, обогащает их новыми знаниями и способствует быстрому овладению детьми музыкального репертуара.

Литература:

1) Л. Н. Комиссарова. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» – М. : «Просвещение», 1986.

2) Н. Г. Кононова. «Музыкальнодидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя».

3)Н. А. Ветлугина «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования пространственных представлений у детей с ОНР Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи Дидактическая игра представляет.

Дидактическая игра как средство ознакомления с хакасской культурой Актуальность: воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину,-задача актуальна сегодня, которая не может быть успешно.

Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Проблема развития памяти детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка,.

Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Дидактическая игра как средство воспитания детейДидактическая игра как средство воспитания детей Основной проблемой воспитания детей я считаю дидактическая игра, как средство воспитания дошкольников. Дидактические игры – это один наиболее.

Дидактическая игра для ознакомления с геометрическими фигурами «Собери бусы»Дидактическая игра для ознакомления с геометрическими фигурами «Собери бусы» Цель. Продолжать знакомить детей с геометрическими формами (круг, треугольник, квадрат, их величиной, цветом (красный, синий, желтый,.

Многофункциональная музыкально-дидактическая игра-сказка «Веселые песенки леса» для детей от 4 до 6 летМногофункциональная музыкально-дидактическая игра-сказка «Веселые песенки леса» для детей от 4 до 6 лет ЦЕЛЬ: развитие звуковысотного слуха, закрепление знаний о высоте звука (высокий, средний, низкий); умение связно, последовательно и выразительно.

Музыкально-дидактическая игра «Мамы — детки» для детей среднего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАМЫ И ДЕТКИ» Дидактическая игра разработана Музыкальным руководителем Новиковой Викторией Владимировной Пермь 2014.

Музыкально-дидактическая игра на изучение регистров. Для детей 4–7 лет.Музыкально-дидактическая игра на изучение регистров. Для детей 4–7 лет. Цель: Развитие музыкальной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса. Формирование понятий и представлений:.

Музыкально-дидактическая игра «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра разработана музыкальным руководителем Снытниковой Ольгой Германовной МАДОУ «Центр развития ребенка д/с №144» Пермь 2014.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства
Опубликовано: 2 октября 2015 в 21:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД