Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения

Кристина Ларионенко
Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения

Проблемы в практике музыкального воспитания

Появление этих документов совпало с усилением негативных тенденций в педагогической практике и необходимостью их преодоления. Конечно, общая и профессиональная культура многих педагогов-музыкантов высока (любовь к музыке, желание поделиться с детьми своими впечатлениями, увлечь их общением с прекрасным). Они показывают удивительные результаты работы с детьми. Но содержанием музыкального воспитания дошкольников нередко становится развлекательная музыка, что, к большому сожалению, часто радует и руководителей детских садов, и родителей. Многим заведующим нравится проведение разнообразных шоу на материале дешевой поп-музыки, веселящей взрослых и оглупляющей детей.

Слушая музыкальные произведения низкого художественного уровня и видя положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов, ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкального искусства.

Несмотря на обилие правильных слов, которые мы находим в большинстве программ, о необходимости развития у детей любви к музыке, творческого начала, способностей, в практике превалирует научение навыкам и умениям в разных видах деятельности (которые и диагностируются в каждой возрастной группе). При таком подходе нашим детям может быть обеспечен успех только на дискотеках. Задачи же развития интегративных качеств личности детей (прежде всего формирование основ музыкальной и общей культуры) лишь де-кларируются или не ставятся вообще.

Специалисты знают, какими большими возможностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности, разные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр.

В дошкольных учреждениях часто проводятся театральные конкурсы, в которых интеграция видов художественной деятельности прослеживается слабо, поскольку отсутствует важнейший для формирования художественной культуры эмоциональный стержень, обеспечиваемый музыкой. Такие спектакли часто ставятся не для детей (с целью их эстетического и общего развития, а «на показ». Музыкальное же оформление (при его наличии, как правило, не несет в себе никакого ценностного содержания. Кроме того, одни и те же дети исполняют главные роли, другие выступают лишь в качестве фона, что не может не сказаться на личностном развитии и тех, и других.

А между тем музыкально-театрализованные игры служат другим целям. Игра является одним из методов воспитания и обучения, одной из форм организации деятельности детей, рассматривается как ведущая деятельность, "внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития".

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содер-жания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара - развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни.

Музыкальные руководители и старшие воспитатели знают, что праздничные даты могут отмечаться по-разному, не только в виде утренников, но и в виде развлечений, тематических или комплексных занятий. Традиционно в детском саду проводятся следующие праздники: осенний праздник, Новый год, 8 Марта, "Выпуск в школу".

Если в программе заявлен календарный принцип проведения праздничных мероприятий, то дополнительные (к названным) праздники должны проводиться не силами детей, а в свободных формах - «для детей», всем коллективом дошкольного учреждения совместно с родителями.

Доказано, что избыток праздников мешает планомерному музыкальному развитию детей, вносит в работу элементы показухи, нервозность в общение педагога с детьми. Возникают ситуации "гонки, натаскивания, муштры".

Решение проблем

Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены в ФГОС: цель - это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области "Музыка" включают "развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству".

В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.

Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГОС: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Интегративные личностные качества ребенка:

• "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";

• "любознательный, активный";

• "эмоционально отзывчивый";

• "овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)";

• "способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений";

• "способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту";

• "имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";

• "овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности";

• "овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности).

Как мы видим, знания, умения и навыки обозначены в последней графе интегративных личностных качеств, что уже сейчас положительно сказывается на диагностике, отраженной в переработанных в соответствии с требованиями ФГОС и вышедших в свет программах (количество формируемых умений и навыков в них заметно уменьшилось).

Конечно, проведение новой диагностики потребует от ученых и педагогов-практиков разработки тех показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждого интегративного личностного качества детей.

Если говорить об образовательной области "Музыка", то она (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью формирования общей культуры детей, несомненно, внесет свой весомый вклад в формирование всех перечисленных выше интегративных качеств детей.

Попробуем обосновать это утверждение:

• двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью (диагностируется увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой, что помогает формированию интегративного качества "Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";

• привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желании действовать (интегративное качество "Любознательный, активный");

• эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений (в процессе наблюдений диагностируется поведение во время слушания, степень эмоциональной от-зывчивости) - внимания, внешних эмоциональных проявлений (интегративное качество "Эмоционально отзывчивый");

• совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. В процессе наблюдений диагностируются личностные проявления детей - желание помочь другому ребенку, желание действовать сообща (интегративное качество "Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками");

• интегративное качество "Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений" диагностируется в процессе наблюдений за поведением детей (помощь другим детям, доброжелательность);

• интегративное качество "Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту" проявляется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке;

• в процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируются представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окрашенности художественных образов. При изучении произведений о семье, родной стране, природе диагностируются проявления эмоциональной отзывчивости, понимание детьми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображен;

• развитие музыкального восприятия - процесс обучения детей умению слушать и слышать, выполнять задания взрослого, что способствует подготовке детей к школе. В процессе наблюдений диагностируются умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания марша, петь выразительно, рит-мично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.);

• интегративное качество "Овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности) диа-гностируется по предпочтениям детей, желанию слушать художественно полноценную музыку, называнию любимых произведений, композиторов, высказываниям о музыке (восприятие, исполнительским и творческим умениям.

Интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования названных личностных качеств детей - еще одно новое требование, обозначенное в ФГОСах.

Вместе с тем некоторые положения, обоснованные вызывают многочисленные споры педагогов, ученых и практиков, т. к. не согласуются с привычными стереотипами в работе. Наибольшее сопротивление вызывает требование отказа от занятий (для детей в возрасте до пяти лет) и замена их совместной деятельностью взрослого и детей, осуществляемой в игре, с целью сделать воспитательно-образовательный процесс более гибким и менее ориентированным на приоритет выработки умений и навыков.

Думается, что сами занятия, осуществляемые в разных формах:

• типовые (включающие все виды музыкальной деятельности, доминантные (с учетом индивидуальных особенностей детей);

• тематические (сюжетно-тематические и музыкально-тематические, на определенный сюжет, со сказочными образами);

• комплексные (с объединением разных видов искусств);

• интегрированные (объединяющие и другие области воспитания детей: экологию, физическую культуру,

не являются самым большим злом, при отмене которого в детском саду что-то изменится к лучшему. Эти разновидности занятий были разработаны под руководством ведущего российского ученого -Н. А. Ветлугиной, доказана эффективность их вариативного применения.

Главный вопрос в другом: что сегодня диагностируется у детей в итоге проведения музыкальных занятий? Как согласуется диагностика с целями и задачами, декларируемыми программой? На каком содержании (репертуаре) и какими методами они проводятся?

Музыкальная культура дошкольника

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Ядром понятия "музыкальная культура дошкольника" является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке)ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности, с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллек-туальному и эмоциональному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка - важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

При этом весьма существенно, что ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком.

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Публикации по теме:

Проблемы речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Пути их решения Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности.

ИКТ на уроках немецкого языка для решения проблемы мотивации учащихся Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка в школе. Одной из самых главных и острых проблем современной.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: способы решения проблемы» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но.

Консультация «Проблемы современной семьи и пути их решения» Проблемы современной семьи и пути их решения Все дети нуждаются в эмоциональном контакте с родителями, и последним нужно уметь организовывать.

Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Педагогический совет Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: Обобщить и.

Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.

Проблемы в работе с детьми с ОВЗ в детском саду В настоящее время у педагогов-психологов ДОУ сложилась сложная ситуация. С вступлением в силу ФГОС в детских садах стали открываться инклюзивные.

Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» .

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения
Опубликовано: 10 марта 2018 в 21:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Сценарий праздника «Осенины у бабушки Арины и деда Матвея»
Осенины у деда Матвея и бабушки Арины. 2 младшая, средняя группа. Музыкальные руководители МДОУ "Колосок" Жулдыбина Ю. В, Пылихина О. М. Под...
Музыкально-дидактические игры как неотъемлемая часть интересного музыкального занятия
Музыкально-дидактическая игра - это один из самых интересных, ярких, красочных видов музыкальной деятельности. Дети всегда с большим удовольствием...
Фотоотчёт «Профилактическое мероприятие по ПДД «Азбука безопасности дорожного...
Ежегодно на дорогах и улицах городов совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают...