МААМ-картинки

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ

Наталья Крючкова
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование творческой личности ребенка– одна из важных задач детского сада в современном мире. Она является необходимым условием для развития личности в целом. При этом главная роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям. Поэтому возникает необходимость развивать творческую, познавательную и практическую деятельность детей. Отсюда вытекает необходимость занятий, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует : обогащению знаний, представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности : зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.

Ежегодно в логопедические группы поступают дети т с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях педагоги должны развивать мелкую моторику у детей, используя игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей, пальцев и др.

Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызга краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

В обучении ИЗО-деятельности уже давно применяются нетрадиционные техники изображения, такие как:

- Пальчиковая живопись – рисование пальцами или всей кистью руки. Кроме изобразительной стороны, является своеобразным массажем пальчиков и ладошки, что благотворно влияет на развитие артикуляционного аппарата.

- Рисование ватными палочками,

- Зубными щетками,

- Поролоновыми губками -это позволяет ребёнку получить разную форму мазка.

- Рисование на мокрой бумаге – получается слегка размытое изображение, как под дождем или в тумане. Таким же способом можно рисовать пушистую шерсть животных.

- Набрызг. для этого используются щетки разного размера, ими можно разбрызгивать краску или рисовать.

- Кляксография – клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и наклоняют, создавая задуманное изображение. Детали дорисовываются кистью.

- Монотипия – краска наносится на кусок целлофана, который затем прижимается к бумаге, оставляя оттиск. Для получения задуманного изображения краску можно слегка растереть пальцами сквозь обратную сторону бумаги. Или другой вариант – лист бумаги условно делится пополам и краска наносится на одну половину. Затем лист складывается и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно одну или несколько красок. Таким способом удобно рисовать симметричные предметы – бабочек, крону деревьев и т. д.

- Граттаж – лист бумаги покрывают свечой, а сверху наносят густую краску. Рисунок процарапывают стекой по просохшей краске.

- Проявляющийся рисунок – контур наносится белым восковым мелком или свечой, и его не видно. Затем бумага покрывается краской или тушью и рисунок проступает.

- Текучки – на лист бумаги, закрепленный на мольберте с наклоном, налить немного жидкой краски, позволяя ей стечь вниз. Затем наливается другая краска, потеки смешиваются, создавая рисунок.

- Раздувание – капля жидкой краски наносится на лист, затем ребенок через соломинку для коктейля раздувает её в разные стороны для получения задуманного рисунка.

- Рисунок на мятой бумаге – бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно расправляют и рисуют по ней акварельными красками.

- Размытые краски – рисунок наносят густой краской на лист бумаги, а когда краска высохнет, лист опускают на секунду в емкость с водой. Важно не передержать рисунок в воде, иначе он слишком размоется.

- Рисунок с помощью клея – контур рисунка наносится канцелярским клеем так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, внутрь контура наносят жидкую краску.

- Рисование песком или манной крупой. Рисунок наносится на бумагу клеем, затем, пока клей не высох, засыпается песком или манкой. По желанию его можно раскрасить красками.

- Печать – используются предметы, оставляющие интересные оттиски (или нужные штампы вырезаются из резины). Краску наносят на предмет и прикладывают его к бумаге. На прогулке собирали опавшие листья, намазывали каждый листочек гуашью со стороны прожилок, прижимали лист окрашенной стороной к бумаге, повторяя эту технику несколько раз, получали цветочек. При симметричном прикладывании получали бабочку.

Комплексно-тематическое планирование (по темам) позволяет использовать в деятельности с детьми эти техники. Например:

1. «Осенний ковёр».Печать листьями. Закреплять навыки и умения изображать пейзаж осени способом печатания; развивать цветовое восприятие. Сухие листья. акварель. Картины с осенними пейзажами.

2. «Осенние мотивы».Раздувание краски. Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски; показать его выразительные возможности; развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Репродукции, листы бумаги, гуашь, трубочка для коктейля, стаканчик с водой. салфетка.

3. «Укрась вазу для цветов».Штампы. Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания; развивать чувство композиции. Предметы круглой и овальной формы. Печатки, трафаретки. Поролоновые тампоны, гуашь, кисти.

4. «Мухомор»Рисование пальчиком Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии.

5. «Весёлые кляксы».Кляксография. Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать его выразительные возможности. Гуашь, кисти, салфетка, баночка с тушью, образцы работ.

6. «Ёжик»Рисование ладошками. Учить создавать выразительный образ любимого животного, используя технику рисование ладошками; развивать умение использовать выразительные средства. Листы бумаги, акварель, гуашь.

7. «Весёлый клоун».Ниткография. Учить передавать цветом веселое настроение человека. Учить изображать улыбающегося человека. Создать детям хорошее настроение. Нитки, клей, трафарет

8. «Как я люблю одуванчики».Рисование пальчиком Совершенствовать умение данных изобразительных техник; учить отображать в рисунках выразительный образ,развивать чувство композицииАкварель, иллюстрации.

Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :

Развивает мелкую моторику рук;

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

Способствует получению эстетического удовольствия.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста. Ребенок станет творчески талантливым, будет видеть прекрасное в мире, и как следствие развивать все новые и новые грани своей уникальной личности. На основе проделанной работы видно, что у детей возрос интерес к необычным техникам изобразительной деятельности. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Список используемой литературы

1. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : изд-во «Сфера», 2005. – 128 с.

2. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей. М, 2002

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.

4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование. М., 2005.

6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». –М. ,2007.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008. – 96 с.

8. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста., М. : ТЦ «Сфера», 2010. -160 с.

Публикации по теме:

Конспект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном Дени Дидро Дошкольный возраст – это.

Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» МБДОУ детский сад № 77 “ Золотая рыбка”.

Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Каждый ребёнок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшей группы Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии.

Педагогический проект «Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей детей» Введение Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется, осуществляется развитие личности. В то же время.

План по самообразованию: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста " Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити и ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 14 сентября 2019 в 10:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД