Наталия Уханова
Организация дополнительного образования в школе в условиях ФГОС общего образования
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в общеобразовательной школе существует 5 основных моделей
(и их варианты) организации дополнительного образования.
Первая модель характеризуется набором кружков, секций, клубов, объединений по интересам, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Публикация «Организация дополнительного образования в школе в условиях ФГОС общего образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений: школа – учреждение дополнительного образования – вуз.
Модель пятая представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в режиме полного дня.
Модель школы полного дня определяет режим и принципы развития образовательного учреждения. Инновационные комплексы являются инструментом организации школьного пространства.
Влияние дополнительного образования разнопланово.
Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы :
-дополнительные образовательные программы углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам,
-делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся,
-стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников,
-повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.
Массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Для развития интеграции основного (общего) и дополнительного образования целесообразно :
- разработать дополнительные образовательные программы, которые могут стать прямым продолжением базовых образовательных программ;
- создать интегрированные программы, общие для системы базового и дополнительного образования;
- разработать модули по основным учебным предметам, в которых углубление базовых знаний осуществляется на основе включения блоков из дополнительных образовательных программ.
На основании вышеизложенного можно предложить следующие проекты организации дополнительного образования в школе в условиях ФГОС общего образования :
I. Оптимизационная модель внеурочной деятельности
Данная система основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и относится к первой модели организации дополнительного образования с элементами второй. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и др.).
Координирующую же роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
• взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
• организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
II. Модель дополнительного образования на основе муниципальной системы
Данная система относится больше к первой модели организации дополнительного образования, хотя в её структуре присутствуют элементы и второй модели.
Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов.
1. Практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса.
2. Опора на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
3. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения по интересам, учебные предметы по выбору.
4. Создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. При этом доминирующим звеном является основная образовательная программа школы, под которую должны "подстраиваться" программы школьного дополнительного образования или программы учреждений дополнительного образования, с которыми сотрудничает школа.
5. Обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Другими словами, возможно, потребуется перемещать детей из школы в учреждения дополнительного образования, им придется "вливаться" в другие детские коллективы, возможно изменение требований к методам обучения и воспитания.
III. Системно-деятельностная модель организации дополнительного образования в школе
Основоположение: успех ребенка во внеурочной деятельности мотивирует интерес к учебной деятельности, развивает творчество и самобытность.
Данная система относится больше ко второй модели организации дополнительного образования, хотя в её структуре присутствуют элементы и третьей модели.
Уровни и компоненты деятельности и взаимосвязи между ними носят алгоритмический характер работы по решению поставленной задачи, но в процессе работы они будут меняться.
1. Формирование нормативно-правовой базы дополнительного образования. (Документы федерального, регионального и муниципального уровней; локальные акты и положения: Положение о Блоке дополнительного образования, Положения о специализированных классах, Положение об организации платных образовательных услуг).
2. Определение круга значимых задач, которые должно решать дополнительное образование детей :
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
3. Выделение шести функций дополнительного образования :
1) образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
5) функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
6) функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
4. При организации дополнительного образования детей в школе опора на следующие приоритетные принципы:
1) Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2) Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3) Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4) Единство обучения, воспитания, развития.
5) Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
5. Четыре этапа создания и развития системы дополнительного образования в школе :
1) Диагностико-информационный (изучение интересов и потребности обучающихся, соотнесение их со способностями и возможностями).
2) Организационный (проведение презентаций учебных объединений, их создание (расширение спектра) и укомплектование, заключение договоров).
3) Методическая и психолого-педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и адресной педагогической помощи обучающимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.).
4) Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ и мониторинг, выявление перспектив, учет и максимальное использование возможностей образовательного пространства (потенциала) школы).
6. Инновационное, научное и системное методическое сопровождение содержания дополнительного образования с целью повышения его эффективности и качества.
7. Методическое сопровождение процесса интеграции основного и дополнительного образования включает в себя разнообразные формы методической учебы, которые используются в зависимости от профессиональных возможностей, образовательных потребностей и интересов педагогов.
8. Психолого-педагогическая поддержка детей в рамках дополнительного образования – еще один аспект системно-деятельностной модели организации дополнительного образования в школе, которая включает в себя следующие формы работы:
- индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование;
- психологическая диагностика детей и подростков с целью определения их индивидуальных особенностей, способностей к той или иной деятельности, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- групповая коррекционно-развивающая работа с элементами тренинга для творческих объединений школы, предполагающая формирование социально активной личности, повышение уровня самооценки и уверенности в себе, улучшение психологического климата в коллективе.
9. Формирование пакета диагностического инструментария, программное обеспечение, банк методических и практических рекомендаций по работе как с одаренными и способными детьми, так и с детьми группы риска.
10. Введение в учебный план школы элективных курсов, восполняющих «пробелы» базовых и профильных предметов, и в этом случае их можно рассматривать как дополнительное образование.
11. Осуществление внеурочного дополнительного образования детей через предметные кружки, клубы по интересам, различные образовательные мероприятия, проводимые в определё нной системе: конференции, олимпиады, конкурсы, экскурсии, дни наук, – т. е., через все формы, способствующие развитию познавательной активности школьников, расширению их кругозора.
12. Интеграция основного и дополнительного образования интеллектуальной направленности за пределами учебного плана нашего образовательного учреждения представлено на двух уровнях: внеурочном (внутри школы) и внешкольном в рамках межсетевого взаимодействия.
Литература
1. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. – N3. – С. 15-18.
2. Воробьева Т. Оценка качества в системе дополнительного образования детей // Качество образования в школе, 2011. – N3. – С. 49-56.
3. Иванова И. А., Максимова Е. Д., Попова И. Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник, 2011. – N1. – С. 43-45; Приложение: C. XII-XVI.
4. Кадяева С. В., Семионова И. В., Пушкарева Т. Е., Лопатина И. В. Создание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования // Методист, 2010. – N10. – С. 29-32.
5. Малыхина Л. Б. Методики анализа учебного занятия в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание, 2010. – N11. – С. 10-14.
6. Новоселова Н. Б. Адаптация начинающих педагогов в системе научно-методической деятельности учреждения дополнительного образования детей // Методист, 2011. – N7. – С. 34-36.
7. Сметанина Н. И. Педагог ДО как субъект повышения качества дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание, 2011. – N1. – С. 3-11.