Ирина Николаевна Гульняшкина
Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности по ранней профориентации в ДОО (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная образовательная деятельность – это особый вид деятельности, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.
Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
«Инновация – это результат инновационной деятельности, воплощенный в виде:
• нового или усовершенствованного продукта;
Публикация «Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности по ранней профориентации в ДОО (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
• нового или усовершенствованного технологического процесса;
• нового подхода к социальным или образовательным услугам
Инновационный процесс - это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние.
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта педагога, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно - методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов.
Для нашего ДОУ толчком к пониманию о необходимости ведения инновационной деятельности послужил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Почему именно профориентация? В указанном выше документе в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» присутствует проблематика профориентации дошкольников, которая определена целевыми ориентирами:
• «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».
Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27.09.1996 г. Приложение № 1 - профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
В Постановлении указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Хочу подчеркнуть, что речь идет не о том, чтобы дать ребенку как можно больше тех или иных профессиональных знаний, умений и навыков, а о развитии личностных качеств ребенка. Это и было положено в основу проекта по социально- коммуникативному развитию дошкольников «Ребенок в мире профессий», после представления которого на муниципальном уровне в 2014 году на базе нашего детского сада была открыта инновационная площадка «Социально-личностное развитие дошкольников посредством профориентационной работы».
Нормативно-правовой основой работы нашей инновационной площадки являются следующие документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
2. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27.09.1996 г. Приложение № 1
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Также был разработан и утвержден ряд локальных актов, регламентирующих нашу работу :
1. Приказ МКУ «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района» № 150.2 от 24.10.2014г «Об открытии на базе МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» муниципальной инновационной площадки «Социально-личностное развитие дошкольников посредством профориентационной работы»
2. Положение об инновационной деятельности в МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко».
3. Приказ заведующего «О создании творческой группы по реализации инновационного проекта «Ребенок в мире профессий»
4. Положение о творческой группе по реализации инновационного проекта «Ребенок в мире профессий»
5. Программа реализации проекта «Ребенок в мире профессий»
Итак, начало нашей инновационной деятельности положил проект «Ребенок в мире профессий».
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением
Задачи:
1. Разработать и обеспечить методическое сопровождение различных видов деятельности по формированию социальной компетентности дошкольников.
2. Создать систему руководства, способствующую формированию выбора ребенком интересующей его сферы на основе активного участия в различных видах деятельности.
3. Развить познавательную активность, творческие способности у детей дошкольного возраста через формирование первичных представлений о труде взрослых, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
4. Внедрять новые формы работы с родителями, способствующие активизации роли взрослых в социально- личностном развитии детей;
5. Создать условия для взаимодействия с социумом по формированию социальной компетентности дошкольников посредством профориентационной работы в условиях ДОУ.
Проект состоит из трех блоков, которые можно использовать как самостоятельные минипроекты: «В мире профессий», «Игралочка», «Мастера и мастерицы».
Средствами реализации содержания проекта стали современные активные формы и методы работы с детьми : выставки, презентации, виртуальные экскурсии, интерактивные игры, лэпбуки, игровая, проектная и исследовательская деятельность.
Работа инновационной площадки велась по нескольким направлениям:
1. Работа с педагогическими кадрами;
2. Организация работы с воспитанниками;
3. Создание коллектива единомышленников-родителей (законных представителей);
4. Организация предметно-пространственной развивающей среды
5. Социальное партнерство.
Работа с педагогическими кадрами.
Первая проблема, с которой мы столкнулись – отсутствие достаточной профессиональной компетенции педагогов в области ранней профориентации. Для ее решения были организованы коллективные просмотры вебинаров по данной тематике, изучение методической литературы, педсоветы, проблемно-ориентированные семинары в форме круглых столов, семинары-практикумы,.
Вторая проблема – непонимание, непринятие частью педагогического коллектива идеи инновационной деятельности, неумение работать в команде на общий результат. И здесь решением явилось применение технологии тимбилдинг, т. е. командообразования. С педагогами был проведен ряд тестов на выявление способности работать в команде, результаты которых показали, что большинство могут и готовы работать на общий результат, но не имеют достаточной мотивации к этому ввиду высокой степени эмоционального выгорания. Для формирования понимания эффективности командной работы были проведены тренинги, направленные на сплочение коллектива, формирование доверия к коллегам, умение конструктивно решать спорные вопросы. Кроме этого, в нашем ДОУ к настоящему времени уже твердо сложились некоторые традиции : всем коллективом праздновать профессиональный праздник День дошкольного работника, поздравлять всем вместе коллег с Днем рождения, подготовка и проведение Новогоднего утренника для детей сотрудников, функционирует Клуб здоровья «В рабочий полдень», в котором каждый желающий может заняться степ-аэробикой и желающих много, ну и, конечно, мы не забыли про материальную мотивацию – в ДОУ разработана система стимулирования за участие в работе инновационной площадки.
Все эти, на первый взгляд, очевидные формы работы способствовали повышению уровня мотивации в коллективе, когда каждый чувствует себя важной частью сообщества, понимает свою значимость, тогда и возникает желание быть полезным и в профессиональном плане. Именно тогда и достигается синергетический эффект в результате работы команды. Благодаря технологии тимбилдинг появилась возможность создания фокус-групп, каждая из которых занималась разработкой отдельного минипроекта, о которых говорилось выше. Таким образом, сами того не зная, тогда уже мы применили бережливые технологии, т. к. разработка проекта в целом заняла гораздо меньше времени, а также интеллектуальных и эмоциональных затрат, нежели, если бы всю эту работу проделала одна творческая группа.
Создание коллектива единомышленников-родителей (законных представителей)
В данном направлении главной проблемой стало непонимание родителями (законными представителями) необходимости ранней профориентации. Зачем? Ведь они еще маленькие? И здесь решением стали такие формы работы, как: родительские собрания (куда без них, на которых мы раскрывали свою идею социально-личностного развития ребенка посредством ранней профориентации; Дни открытых дверей, в которые родителей приглашали посетить как организованную образовательную деятельность (занятия, так и режимные моменты (прогулки, игровую деятельность в течение дня, родители сами выбирают, в какой деятельности они хотят увидеть своего ребенка.
Далее, когда барьер непонимания был преодолен, мы стали вовлекать их в качестве участников в непосредственно инновационную образовательную деятельность : сейчас родители организовывают и проводят экскурсии на своем месте работы, трудятся вместе с детьми на участке детского сада, проводят мастер-классы для детей, участвуют в исследовательской и проектной деятельности : исследовательские проекты «Мой папа-горняк», «Трудовые династии моей семьи» - серия этих проектов объединена в большой проект «Веков связующие нити», который стал лауреатом муниципального конкурса социально-значимых проектов и был представлен на выставке «Образование. Карьера.» 2020 и отмечен дипломом II степени
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Всем известно, что предметно-пространственная развивающая среда – это некий набор в большинстве своем материальных ценностей. И в этом направлении мы столкнулись с известной всем проблемой – недостатком финансирования. Я думаю, что каждый заведующий детского сада сталкивается с этой проблемой. Поделюсь своим опытом ее решения.
Первое – это, конечно, наши креативные, умелые, замотивированные и заряженные энтузиазмом педагоги, которые не только придумывают, но и своими руками изготавливают львиную долю атрибутов для сюжетно-ролевых игр, дидактические пособия и пр.
Второе вытекает из первого – воспитатели умеют донести идею и зажечь ею самых заинтересованных людей – родителей, которые являются нашими самыми верными союзниками.
В третьих, поиск спонсоров, вернее сказать – меценатов, т. к. кроме счастливых лиц детей нам нечего предложить им взамен. В нашем небольшом поселке нашими меценатами чаще всего выступают индивидуальные предприниматели, которые зачастую являются, либо являлись родителями, бабушками, дедушками наших воспитанников. И эта помощь совсем необязательно имеет денежное выражение, напротив, зачастую это материалы для изготовления пособий: ткань, фанера, краска, всевозможные мелочи, которые в совокупности стоят немалых денег. В свою очередь мы поздравляем их с профессиональными праздниками, дети делают подарки своими руками, а также приглашаем на значимые мероприятия.
В целях стимулирования обогащения предметно-пространственной развивающей среды ежегодно мы одноименный конкурс внутри ДОУ, раз в год проводится конкурс на лучшее дидактическое пособие по ранней профориентации и каждый год радуемся и удивляемся бесконечной фантазии и творчеству педагогов.
Социальное партнерство
Важным социальным партнером нашего детского сада в реализации инновационного проекта стал Совет ветеранов поселка, взаимодействие с которым позволяет организовывать встречи детей с заслуженными труженниками, в рамках которых ветераны рассказывают о своем большом трудовом пути.
Я намеренно пропустила Организацию работы с воспитанниками, т. к. проблемы в этом направлении реализации инновационной деятельности вытекают из вышеизложенных проблем, от эффективного решения которых напрямую зависит качество инновационного, да и не только, образовательного процесса.
Таким образом, на сегодняшний день нами проведена колоссальная работа в таком инновационном направлении, как ранняя профориентация дошкольников. Каковы же результаты? Назову наиболее значимые.
Нами успешно разработан и реализован проект «Ребенок в мире профессий», который в 2019 году был представлен на Сибирском образовательном форуме в г. Кемерово и получил диплом I степени, там же дидактическое пособие «В шахтерской клети» и методические рекомендации к нему получили диплом III степени. В этом году на суд экспертной комиссии выставки «Образование. Карьера» в рамках Кузбасской ярмарки мы представили учебно-методический комплекс «Где родился, там и пригодился», который был оценен дипломом I степени.
Значительно вырос уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Так, на момент начала открытия инновационной площадки, высшую квалификационную категорию имели лишь 2 воспитателя из 15 педагогов, на сегодняшний день эта категория установлена 7 -ми педагогам.
Наши педагоги активные участники конкурсного движения.
Работа в инновационном режиме дает педагогическому коллективу возможность поиска и освоения инновационных форм, методов и приемов организации образовательного процесса, повышение квалификации и профессиональной компетентности, основанное на самосовершенствовании, самообразовании, работе в команде единомышленников, возможность пропустить цели и задачи инновационной деятельности через себя, открыть и узнать что-то новое.
И, конечно, самые важные результаты нашей работы – достижения наших воспитанников. Совместно с педагогами и родителями (законными представителями) они являются полноправными участниками конкурсного движения как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, и на региональном уровнях, а это говорит о том, что наши воспитанники инициативные, уверенные в себе, самостоятельные, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Наши ребята стабильно занимают призовые места в ежегодном муниципальном конкурсе детских исследовательских проектов «Юный исследователь», принимали участие во всероссийском конкурсе детских анимационных фильмов «Сказка обо мне», принимают участие в конкурсах рисунков, конкурсах чтецов и т. п. В 2020 году мы готовили участника для участия в чемпионате «ПрофиДети», но, к сожалению, пандемия внесла свои коррективы.
Не менее важный результат – успешность наших выпускников.
Еще рано утверждать, насколько мы повлияли на их выбор профессии в будущем, но с точностью можем сказать, что у 94% выпускников сформирована положительная установка (отношение) к трудовой деятельности в будущем. 80% наших выпускников посещают учреждения дополнительного образования по разным направлениям: танцы, рукоделие, вокал, скаутское движение, спортивные секции. Они успешно социализируются в школьном сообществе, продолжают активно участвовать в конкурсном движении, занимаются исследовательской деятельностью, активно участвуют в общественной жизни школы.
И в завершении хочу сказать: Дерзайте, не бойтесь нового, идите в ногу со временем опережайте его! Ведь, как известно, тот, кто перестает крутить педали – падает!