МААМ-картинки

Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Мелихова Ирина Валерьевна
Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

"Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта"

Сформированная связная речь важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.

Публикация «Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта» размещена в разделах

В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Т. В. Волосовец и соавторы отмечают, что связное речевое высказывание детей с ОНР отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения [2, c.17].

В своем исследовании В. Я. Валуева указывает на то, что у детей с ОНР отмечаются специфические особенности связной монологической речи, недостаточная сформированность которой проявляется в монологах, трудностях программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушении связности и последовательности рассказа, смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии, заметной фрагментарности изложения, нарушении временных и причинно-следственных связей в тексте. Эти особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этим отмечаются бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, описывая любимые игрушки, дети обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей [1, c.102]. Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невелик. Большие трудности дети с ОНР испытывают в программировании своих высказываний. Словарный запас этих детей ниже, чем у детей первой группы как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Недостаточно успешно дошкольники с ОНР усваивают обобщающие слова, нередко заменяют родовые понятия видовыми.

В традиционной системе развития связной речи у дошкольников с ОНР применяются специально организованные занятия и различные виды деятельности: – фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию фразовой речи с использованием разнообразных форм и видов высказываний (рассказ-образец, рассказы-соревнования, конкурсы рассказов, устные сочинения и т. д.); – организованная деятельность детей (игра-беседа «Посиделки-повязалки», бытовые ситуации общения, сюжетно-ролевые игры, театральные представления, праздники, родительские «игротеки общения», индивидуальные беседы детей с родителями по теме «Познакомь с рассказом маму» и т. д.).

Однако в условиях логопедического пункта мы вынуждены упростить данную модель коррекции из-за оптимизации образовательного процесса — становятся невозможными фронтальные занятия, но в рамках данной проблемы это имеет существенные плюсы: больше внимания уделяется непосредственно каждому ребенку. Также, взаимодействуя с другими детьми в рамках небольшой подгруппы, ребенок чувствует себя более комфортно и раскованно, в такой подгруппе он постоянно взаимодействует с другими участниками игры (специалистом и детьми).

Одним из уникальных средств, позволяющих развивать речь дошкольников, является пальчиковый театр — один из видов кукольного театра. Пальчиковые театрализованные игры положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют ему проявить свои творческие способности [3]. Пальчиковый театр также выступает как один из компонентов мотивационной среды, создаваемой для активизации высказываний (направляющие действия и слова педагога, рождающие потребность в высказывании или напоминающие о нем, так как персонажи (куклы) пальчикового театра необычны и привлекательны для детей.

Занятия по развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю и построены следующим образом: на неделю выделяется одна тема (сказка, пальчиковая игра). На первом занятии дети прослушивают речевой материал, выделяют главных персонажей, обсуждают их вместе с взрослым, пробуют описывать внешность, характер и действия персонажей. В зависимости от сложности персонажей пальчиковые куклы могут изготавливаться специалистом самостоятельно или совместно с детьми. Второе занятие посвящено непосредственно театрализованному представлению, где дети выступают в роли актеров, управляющих пальчиковыми куклами по заданному сценарию.

Например, самостоятельное рассказывание (описание события, предмета или явления, повествование или рассуждение о них) может быть построено следующими способами :

а) со сменой обстоятельств: без публики (для куклы, для себя, для единичных слушателей, наделенных доверием (педагог, мама, друг, для единичных слушателей при варьировании коммуникативных уровне, (взрослый, сверстник, младший по возрасту, публично (знакомая и незнакомая аудитория, самоконтроль с отсрочкой (запись на магнитофон, видео, диктовка взрослому для записи высказывания («Письмо другу», «Маленький писатель»);

б) при вариативном повторении: на занятии, на улице, дома, по одному, парами, цепочкой, стоя, сидя, лежа, в движении, громко, шепотом, на ушко, за зайку, мишку, Таню, Сережу, для папы, бабушки, девочки, мальчика.

Для детей с ОНР очень важно обеспечение позитивной эмоционально-оценочной среды (самооценка в условиях доброжелательства, заинтересованности, соучастия со стороны слушателей). Таким образом, пальчиковый театр является эффективным средством развития связной речи дошкольников с ОНР и может быть реализован в рамках коррекционной работы на логопедическом пункте. Игры с пальчиковым театром развивают у детей с речевым недоразвитием не только речь, но и формирует любознательность, воображение, коммуникабельность, способствует развитию памяти, внимания, помогают развивать кисти рук, что благотворно влияет на овладение навыками связной речи, а также готовит дошкольников к овладению письменной речью.

Литература:

1. Валуева Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов // Логопед. 2014. № 1. С. 102–112.

2. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : учеб. -метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. 286 c. Смирнова Н. И. И… оживают куклы. М. : Детская литература, 1982. 192 с.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у дошкольников Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях ДОУ Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (Выступление.

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи «Осень в парке» Тема: Осень в парке. Цели: Коррекционно-образовательные: Расширять представления ребенка об осенних изменениях в природе. Уточнять, обогащать,.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Перелетные птицы» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Перелетные птицы». Логопед: - Ребята, я приглашаю вас в интересное и увлекательное.

Консультация для родителей дошкольников «Развитие связной речи детей в домашних условиях» Речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения,.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

Обобщение опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников при составлении описательных рассказов по картинам ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при составлении описательных рассказов по картинам Воспитатель:.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГОС» МБДОУ Михайловский детский сад «Березка»План работы по самообразованию. Тема: «Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГОС».

Развитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС доРазвитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС до В обычной жизни мы не говорим отдельными словами и даже отдельными предложениями. В основном пользуемся так называемой связной речью, объединяющий.

Опыт работы «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 13:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД