Получи документы

«Паспорт логопедического кабинета» (1 фото)

Сухова Оксана
«Паспорт логопедического кабинета»

I. Пояснительная записка

Кабинет учителя - логопеда расположен на первом этаже здания ДОУ

Площадь кабинета : 12,9 м2.

Ответственный за деятельность кабинета :

Сухова Оксана Анатольевна– учитель-логопед первой квалификационной категории

В кабинете предусмотрено одно рабочее место учителя- логопеда, 6 рабочих мест для подгрупповой работы с детьми и 2 места для индивидуальных занятий.

Публикация «„Паспорт логопедического кабинета“» размещена в разделах

В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста 5 - 7 лет.

Логопедический кабинет оснащен наглядно – методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.

Основное назначение логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Правила пользования логопедическим кабинетом :

• ключи от кабинета в трех экземплярах (два у логопеда, третий у вахтера ДОУ);

• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;

• ежедневно несколько раз в день проводится проветривание кабинета;

• перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом, а также используются одноразовые инструменты;

кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, зоной для консультаций;

• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Логопедический кабинет предназначен для :

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

3. Консультативной работы учителя - логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).

4. Консультативной работы учителя - логопеда с педагогами.

Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Задачи коррекционной работы:

Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа.

Логопедический кабинет осуществляет деятельность по 4 направлениям:

Диагностическая работа;

Коррекционно- развивающая;

Консультативная работа;

Информационно- просветительская работа.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с введением требований ФГОС дошкольного образования. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

• В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с особыми потребностями здоровья.

На результаты логопедической работы будут влиять многие факторы, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Одна из таких форм - создание максимально эстетичной, комфортной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а, значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Принципы:

доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы;

интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

учё т возрастных особенностей детей: размеры мебели (наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей).

мобильности: настенные пособия легко снимаются и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;

вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);

эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;

принцип активности: предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

гендерный принцип: принцип учёта полоролевой специфики, построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. Содержание в кабинете соответствует интересам мальчиков и девочек. Есть разные пособия и игры с выраженной направленностью как для мальчиков, та и для девочек, есть и общий материал, который интересен и девочкам и мальчикам.

Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствовала возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Наполнение развивающих центров в кабинете учителя-логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только, что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

Результативность коррекционно-развивающей работы выросла, благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда.

«Паспорт логопедического кабинета»

Зоны логопедического кабинета

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения

Она представлена довольно вместительными шкафами и содержит следующие разделы:

• материалы по обследованию речи детей;

• методическая литература по коррекции звукопроизношения;

• методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

• учебно – методическая литература по обучению грамоте;

• учебно – методические планы (в папках с файлами);

• пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках).

Информационная зона для педагогов и родителей расположена на информационных стендах в раздевалках групп и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагается настенное зеркало с дополнительным освещением; над ним – размещаются изображения основных артикуляционных упражнений; необходимые инструменты расположены в закрытом шкафчике.

Зона подгрупповых занятий. Оборудование: магнитная доска с азбукой, три стола со стульями, настенная азбука, индивидуальные зеркала.

II. Программно- методическое обеспечение логопедического кабинета

Документация

Нормативно-правовые документы учителя-логопеда :

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990года);

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей от 20.11.1959г.);

Основная Образовательная Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка- детского сада «Тюльпан» Иловлинского муниципального района Волгоградской области;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации";

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, 2008;

Положение о логопедическом пункте ДОУ;

Внутренняя документация учителя-логопеда :

№ п/п Наименование

1. Рабочая программа учителя- логопеда

2. Годовой план организационно-педагогической работы учителя-логопеда

3. Перспективный план коррекционно-педагогической работы

4. Календарно-тематический план фронтальных занятий

5. План-конспекты подгрупповых, индивидуальных занятий с детьми

6. Циклограмма деятельности

7. График работы учителя-логопеда

8. Копии выписок ПМПК/ППк

9. Речевые карты детей

10. Паспорт логопедического пункта

11. Журнал учета посещаемости логопедических занятий

12. Журнал движения детей на логопедическом пункте

13. Индивидуальные тетради детей

14. Папка взаимодействия с родителями, воспитателями, специалистами

15. Портфолио учителя-логопеда

16. Отчеты. Годовой отчет

17. Журнал первичного обследования детей МБДОУ ЦРР-д/с «Тюльпан»

18. Папка консультаций

19. Папка по самообразованию

20. Динамика речевого развития (мониторинг коррекции речевых нарушений)

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

«Как много в мире прекрасных слов!» Оформление кабинета начальных классов«Как много в мире прекрасных слов!» Оформление кабинета начальных классов Мне посчастливилось дружить с замечательным человеком Галиной Ивановной Мацкевич, автором всех текстов в оформлении кабинета. Она педагог.

Фотоотчет «Посещение медицинского кабинета в детском саду»Фотоотчет «Посещение медицинского кабинета в детском саду» Цели: продолжать знакомить детей с профессией медицинской сестры; вызывать у детей интерес к работе медсестры в детском саду, желание узнать.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

Оформление учебной зоны кабинета в начальной школе Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает.

Особенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психологаОсобенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога Кабинет психолога встречает дошкольников своей располагающей уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно и расковано. Игрушки.

Памятка для родителей. «Как подготовить ребёнка к посещению кабинета врача»Памятка для родителей. «Как подготовить ребёнка к посещению кабинета врача» Наверное, большинство взрослых людей, в силу определённых причин, не испытывают особой любви к больницам, поликлиникам и встречам с врачами.

Паспорт-самый главный документ. Вышивка обложек на паспортПаспорт-самый главный документ. Вышивка обложек на паспорт У моей подруги, есть доченька! У нее было день рождение! Ей исполнилось 14 лет! Конечно, хотелось бы ее оригинально поздравить с этим.

Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинетаПредметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета .

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Паспорт логопедического кабинета»
Опубликовано: 25 сентября 2020 в 14:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД