Лариса Семенова
Педагогические условия, способы, формы работы с одаренными детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная внимательность («Она все замечает, ненасытное любопытство («Куда он только не лезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).
Дети, опережающие свой возраст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланированных высот, то есть идущего рядом с ребенком воспитателя.
Публикация «Педагогические условия, способы, формы работы с одаренными детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Хотелось бы пояснить, что есть творчески одаренные дети и с ограниченными возможностями здоровья. Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности. Как развить творческие способности у детей с ОВЗ? Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие: способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенности в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений.
В нашем детском саду мы определили следующие направления: составить карту индивидуальных достижений воспитанников; осуществлять индивидуальный подход и консультировать детей; анализировать свою образовательную и воспитательную деятельность и детей всей группы; построить воспитательную работу так, чтобы создать комфортные условия для одаренного ребенка. Важно уважать и обсуждать любую его идею, какой бы странной она не казалась. Мы следим за здоровьем и психологическим состоянием воспитанника, так как для него характерны периоды подъема и спада. Мы стараемся создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, поддерживаем способности ребенка к творчеству, проявляем сочувствие к ранним неудачам, находим слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегаем критику первых его опытов – какими бы они были неудачны.
Интеллектуальные возможности детей мы определяем путем:
а) анализа списков победителей различных выставок, соревнований, конкурсов;
б) опроса воспитателей и специалистов о детях, которые проявляют способности;
г) анализа кружковой занятости детей и ее результативности;
д) проведения занятий с точки зрения активизации творчества дошкольников, которые раскрывают возможности к стимулированию умственного развития.
е)карта интересов (родители и педагоги ставят – и +)
На занятиях мы максимально внимательно относимся к подбору вариантов творческой активности для своих детей. Для того чтобы завоевать и удержать внимание своих воспитанников, мы обеспечиваем наглядность и используем игровые ситуации, стимулируя интерес детей собственным энтузиазмом.
Кружковая деятельность, предусматривает более глубокое развитие ребенка в одном каком-то направлении. В нашем детском саду дети отдают предпочтение кружку Хореография. Там очень много талантливых детей. Благодаря работе педагога дети, занимающиеся в этой студии, на протяжении многих лет, держат призовые места в фестивале «У колыбели таланта»
Работа с родителями одаренных детей необходима для того, чтобы вовремя выявить у детей наиболее раннюю одаренность и какими способами в дальнейшем своевременно достичь желаемых результатов в развитии ребенка.
Конкурсы, выставки, соревнования, проводимые в нашем детском саду, способствуют выявлению одаренных детей, у которых проявляются таланты к пению, танцам, рисованию.
Основополагающий метод работы с одарёнными детьми – диалог
Универсальный метод работы с одарёнными детьми всех возрастов – игра. Для одарённых детей наиболее актуальны сложные игры и игровые задания.
Особую значимость имеют методы организации взаимодействия и накопления социального опыта:
метод взаимных заданий,
метод совместного нахождения лучшего решения,
метод создания ситуаций совместных переживаний
Я приведу пример работы воспитанником с ОВЗ (ребенок с тяжелыми нарушениями речи). С ним я занимаюсь третий год, начиная со средней группы. Особенность ребенка состоит в том, что он очень гиперактивный, но его можно отнести к группе одаренных детей.
После написания психологической характеристики была составлена индивидуальная образовательная программа, отражающая характеристику, учебный план, примерные результаты. При работе с Витей я заметила его интерес к творчеству.
Сама работа и получаемый продукт - поделки, сувениры, открытки - вызывают у мальчика живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. Понимая всё это, я поставила цель: воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Задачи, способствующие достижению цели :
-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, в процессе творческой деятельности;
-формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;
совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
-стимулирование интереса к прикладному творчеству;
-воспитание нравственных качеств.
В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.
Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития. (Витя быстро выучил все цвета и даже их оттенки)
Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала (очень яркие рисунки, участие в конкурсах). Ребенок данного
возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий
спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться (конкурсы, выставки, поделки уже не простые)
Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр (проявляет любопытство, стремится узнать что, из чего, поделки стали ещё ярче и сложнее про выполнению).
Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду (не интересно на занятиях, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Дому культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.
Осуществляя педагогическую деятельность, применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:
-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной творческой деятельности);
-метод сравнений (для активизации мышления);
-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
-словесный метод;
- наблюдения;
-наглядный метод.
Использую экспертное оценивание А. А. Лосева (на основе наблюдения0
Формы работы :
индивидуально практическая деятельность на индивидуальных занятиях;
участие в тематических, конкурсных мероприятиях, фестивалях, мастер-классах;
игровые формы работы – пальчиковые и нейро- игры, загадки;
беседы с педагогами и родителями, анкетирование.
На своих занятиях вношу положительные эмоции и использую похвалу, ласковые слова, позитивные комментарии к выполняемым работам.
Особый интерес у Вити вызывает аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, ветки деревьев, колоски, соломка, пух, перья,
скорлупа, мох, песок, и из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Поэтому я с ним тоже расту, прошла курсы по правополушарному рисованию. Все усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому я позволяю детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважаю любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушиваю ребёнка, нахожу для этого время, отвечаю на все его вопросы.
Ожидаемый результат:
-повышение интеллектуального уровня воспитанника;
-творческая самореализация;
-положительное изменение качественных характеристик участия ребенка в интеллектуальных конкурсах спортивных соревнованиях.
-удовлетворенность родителей выполнением социального заказа.
И хочется подчеркнуть необходимость ещё одного условия развития одаренности у детей с ОВЗ — личностные особенности самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ОВЗ провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей самореализации в творчестве, познании.
Таким образом, работая с одаренными детьми, мы используем различные педагогические способы и формы работы с ними, создавая при этом педагогические условия, которые благоприятно воздействуют на воспитание, обучение и общение детей.
И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить : «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».