МААМ-картинки

«Позитивное решение педагогических конфликтов» — тренинг для педагогов

Ольга Андрос
«Позитивное решение педагогических конфликтов» — тренинг для педагогов

Здравствуйте! Наша с вами сегодняшняя встреча посвящена конфликтным ситуациям, с которыми сталкивался каждый из вас. И именно сегодня мы должны научиться выбрать эффективную стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, буквально по одному слову от каждого участника.

Конечно, каждый ответ правильный. Но ведь эти разногласия откуда-то появляются.

Публикация «„Позитивное решение педагогических конфликтов“ — тренинг для педагогов» размещена в разделах

Давайте с вами возьмем листок бумаги, который лежит перед вами, сверните его, пожалуйста, пополам, еще раз пополам. Оторвите левый угол, теперь правый. Разверните. Похожи ли наши произведения?

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Вот вам и конфликт с основной его причиной. Как причина разных результатов на бумаге, так и причина конфликтов – разница в точках зрения и выполнении инструкций.

Вот и у нас получились разные точки зрения и пути достижения цели.

Таким образом, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, а также способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, точек зрения и интересов. Необходимо подчеркнуть, что это нормальное проявление связей и отношений.

Плюсы и минусы конфликта”

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся несколько минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Основой конфликтов является отличие в миропонимании, представлениях о добре и зле, нежелании поставить себя на место другого человека, преодолев свой эгоцентризм. Конфликты существуют в любых отношениях. Это случается потому, что люди разные и по-разному реагируют на ситуации. Вместо того, чтобы стараться решить проблему, люди начинают спорить.

Конфликты бывают :

• межличностные

• между личностью и группой

• внутри группы

• межнациональные

• межгосударственные

Стадии конфликта :

1. Рост напряженности в отношениях

2. Открытое противоборство

3. Решение конфликта

4. Завершение открытого противоборства

5. Нас сегодня больше интересуют межличностные конфликты.

6. Они могут протекать в форме:

1. соперничества - старание к доминированию

2. спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем

3. дискуссии - обсуждение спорного вопроса

Различают две стороны конфликта : конструктивные и деструктивные.

Конструктивные конфликты :

Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);

Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;

Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;

• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деконструктивные конфликты :

• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;

• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;

• Представление о победителях или побежденных как о врагах;

• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Упражнение “На мостике”

Сейчас мы с вами сыграем в одну игру, представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же как и вам необходимо перебраться на другой берег.

Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка.

Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.

Обсуждение:

• Как вы себя чувствовали?

• Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

• В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?

• Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

В конфликте их существует 5стратегию поведения.

Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений.

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Избегание – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

Сотрудничество – альтернативный способ принятия решения, учтены интересы обоих сторон. Давайте теперь посмотрим, какую оптимальную стратегию поведения в конфликте вы выбрали для себя?

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации. А реальной жизни, какой стратегии поведения придерживаетесь вы? Вот сейчас мы это и попробуем.

Упражнение “Толкалки”

Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки, оперитесь ладонями на ладони партнёра. Далее по моей команде ваша задача сдвинуть своего противника с места.

Проигрывает тот игрок, который сойдет с места или хотя бы незначительно изменит положение своих ступней. После нескольких раундах игроки меняются партнёрами.

Обсуждение:

• Как вы себя чувствовали?

• Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

• В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?

• Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

Упражнение “Я свой”

Все кроме водящего, встаём в круг и берёмся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии друг от друга лицом снаружи. Ведущий остаётся вне круга, его задача - доказать, что он свой, и попасть внутрь круга.

Ведущий может использовать разные способы:

1. Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков;

2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг;

Но эта задача может оказаться слишком трудно решаемой для кого-то из ведущих. (Нужно сказать, что в группе почти всегда находится один два человека, которые теряются, оказавшись лицом к лицу с группой людей, которых нужно убедить что- либо сделать. Таким участникам сложно начать выполнение упражнения. Важно, чтобы и ведущий и группа оказали незаметную помощь таким игрокам).

Ведущему нужно следить за тем, чтобы никто не оставался за кругом больше одной минуты, так как это может привести к отказу.

Есть определенный выход из конфликтной ситуации, так называемые:

• “Пути решения конфликтов” :

Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить:

Почему данный человек поступил так, а не иначе.

Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.

Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное

Время не контактировали друг с другом.

Не злоупотреблять официальной властью.

Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться).

Уметь учитывать интересы друг друга.

Воспринимать критику своих коллег.

Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.

Дисциплинированность в работе.

Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

В конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.

Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется “Я-утверждение”. Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив “Ты-утверждение” подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя “я-утверждение” мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

Рефлексия

• Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива?

• Что бы вы хотели изменить в тренинге, если будет такая же тема?

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Публикации по теме:

Технология разрешения педагогических конфликтов Самодиагностика особенностей поведения в конфликте. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Инструкция. Прочитайте вопросы и ответьте.

Консультация для педагогов «Причины конфликтов в детском саду» С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты.

Памятка для родителей «Решение конфликтов» Памятка для родителей «Решение конфликтов» Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь,.

Причины возникновения конфликтов в педагогических коллективах Возникновение конфликтов в педагогических коллективах детерминированы многообразием причин объективного и субъективного плана. К числу объективных.

Консультация «Профилактика и решение конфликтов в детском саду» Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, все мы надеемся, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным.

Решение детских конфликтов средствами народного фольклора ДЕТСКИЕ МИРИЛКИ Детские конфликты происходят очень часто. Дети не умеют выходить из конфликтных ситуаций, они применяют силу, крик и плач,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом.

Семинар-практикум для педагогов «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования детей «ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Осман В. И. ,.

Тренинг для педагогических работников «Эмоциональная культура педагога» Цель тренинга: Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона. Задачи: - создание комфортного психологического климата.

Тренинг для педагогических работников «Эффективная работа с критикой» Тренинг для педагогических работников «Эффективная работа с критикой» Цель: расширение у педработников знаний в области психологии,обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Позитивное решение педагогических конфликтов» — тренинг для педагогов
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 22:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД