МААМ-картинки

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Елена Юрихина
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы любим все красивое, мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой и разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру,

формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, аккуратность.

Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

1. поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. создавать условия для исследовательской активности детей;

3. поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

4. продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

В группе создан и дополняется уголок экспериментирования. Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптом переутомления, снимают напряжение мышц).

Сегодня хочу рассказать вам о некоторых экспериментах, которые можно провести с детьми как в группе, так и на прогулке.

Знакомство с различными состояниями воды.

данном случае, превращение воды в лед. Выяснили с детьми, что на морозе вода замерзает. Если же его согреть, лед опять станет водой. Вывод: лед- это твердая вода.

Следующий опыт– рисование цветной водой по снегу. Дети были в восторге от необычного рисования пластиковыми бутылками с гуашью. Ребята украшали снеговиков, которых мы сделали раньше с ними.

Цветные льдинки.

Мы хотели с ребятами украсить площадку на улице, но потом ребята сказали, что красные льдинки похожи на нос клоуна и решено было построить веселых клоунов и украсить их.

Детей заинтересовали вопросы почему волосы встают дыбом, когда снимаем шапку? Почему конфетти прилипают и подымаются? Почему человек бьется током? И я решила более детально рассказать и показать детям опыт о статическом электричестве. В этом опыте дети только наблюдают, и все ответы даются с учетом возраста детей. Данный опыт призван лишь только познакомить их с физическими понятиями, а не дать им полный курс физики. Детям было интересно, весело и к следующему году они будут более подготовленные в этом вопросе.

Цветные опыты очень понравились детям. Дети аккуратно наливали на

льдинки солевой раствор и наблюдали как он проделывает пути и окрашивает лед красивыми узорами внутри. Когда соль соприкасается со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет ледяные фигуры таять. Вывод: соль - ускоряет процесс таяния в результате которого лед превращается в воду. Теперь детям понятно почему зимой в гололед улицы города посыпают песком с солью.

Как объяснить ребенку, что растения пьют воду? И вода подымается по стеблю растения благодаря наличию тонких канальцев? Проводим с детьми простой опыт с листьями цветной капусты и окрашенной водой.

Волшебные рисунки.

Проводя это опыт задача была закрепить свойства воды (жидкая, прозрачная, меняет цвет, размывает цвета) и бумаги (мягкая, намокает в воде, рвется). Заготовила заранее несколько рисунковна бумажной салфетке. Обращала внимание на то, что стало с бумагой, а что с водой? Подумали и поговорили с детьми о том, почему проявился рисунок?

Опытов с магнитом великое множество. Можно искать клад в чашке с мукой; определить какие предметы он притягивает; можно пересадить бабочку с одного листа бумаги на другой и многие другие. На фото вы видите, как дети катают импровизированные «машинки» по листу бумаги, водя с оборотной стороны магнитом.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома с родителями. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Родители вместе с детьми из нашей группы проводили эксперименты дома.

Детство – это радостная пора открытий. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Уважаемые коллеги, применяйте опыты и эксперименты! И ваша жизнь и жизнь ваших воспитанников станет гораздо интереснее и увлекательнее. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 18 января 2024 в 21:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД