Приложение МААМ

Применение игровых макетов в развитии связной речи у детей с задержкой психического старшего дошкольного возраста

Марина Буянкина
Применение игровых макетов в развитии связной речи у детей с задержкой психического старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Связная речь - развернутое, грамматически оформленное, смысловое, законченное высказывание, которое обеспечивает взаимопонимание в процессе общения. Педагогический опыт работы с детьми с задержкой психического развития показывает, что наиболее сложной образовательной областью является для них речевое развитие. У детей с задержкой психического развития отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению коммуникативной функции и снижает, в свою очередь, потребность в общении. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции. Значительные трудности овладения детьми с задержкой психического развития связной речью обусловлены ограниченным количественным и качественным объемом словаря, трудностями словообразования, неумением последовательного связного изложения. В федеральной образовательной программе большое внимание уделено развитию связной речи : педагог способствует развитию у детей монологической речи, формирует умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников, обогащает представления детей о правилах речевого этикета, развивает умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, поощряет использование в диалоге разных типов реплик. [4]

Публикация «Применение игровых макетов в развитии связной речи у детей с задержкой психического старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Связная речь является кульминацией речевого развития ребенка, хороший уровень самостоятельной речевой связности способствует успешному обучению в школе. Поэтому актуальным остается вопрос подбора оптимальных методов и приемов для преодоления речевых трудностей, препятствующих развития связной речи.

Одним из таких развивающих средств является макет. Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть : напольные (макет имеет более крупные конструкционные объемы); настольные (размер ограничивается размером стола или его части); подиумные (на специальных подставках-подиумах); настенные (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина. [1]. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. С точки зрения Н. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтение художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). [2]

Деятельность с макетом насыщает жизнь ребенка новыми впечатлениями и стимулирует детское творчество, развивает психические процессы. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей, моделирует разные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Дети познают окружающий мир, космическое пространство, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений, изучают правила дорожного движения, знакомятся с элементами финансовой грамотности, и конечно же примеряют на себя роли разных профессий.

Использование макетов в развивающей предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Макет многофункционален и его применение в работе с детьми данной категории носит разноплановый характер, что дает возможность решать общие и коррекционные задачи:

Общие задачи, решаемые с помощью макета : Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.). Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации). Развитие пространственного мышления ребенка.

Частные задачи, решаемые в коррекционной работе: Закрепление и обобщение знаний детей по определенной теме. Активизация лексического словаря. Развитие монологической и связной речи. Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии. Развитие общей и мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных навыков

В нашей практике почти все настольные макеты изготовлены совместно с детьми (размер ограничивается размером стола); они имеют разную тематику; устойчивы и легко перемещаются с места на место; удобны в обращении, доступны ребенку (подгруппе детей) для свободного выбора игры; эстетически оформлены. Дети задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека и т. п.). Например в изготовлении макета «Животные и растения Прибайкалья» дети закрепляли названия животных (олень, медведь, кабарга, рысь, лиса, волк, птиц (чайки, бакланы, обитающих на Байкале, закрепляли названия эндемиков (голомянка, нерпа, рыб (омуль, сиг, щука, карась, окунь, растений (жарки, багульник, колокольчик, черемша, ромашки). Ребята рисовали или вырезали картинки, которых еще не было на игровом пространстве. Потом заинтересовались населением Прибайкалья и добавили к макету картинки (шаблоны) народов Прибайкалья (буряты, тафалары, эвенки, русские). А за макет «Домик в деревне» в конкурсе детских изобретений «Пытливые умы» получили диплом за 2 место. Дети наполняли макет предметами из разного материала (солома, джут, нитки мулине, проволока, пробки, картон, бумага) тем самым активизировали словарь, рассказывали что изготовили и для чего эти предметы (скамейка, вазон для цветов, тележка, мельница, колодец, пользовались диалогической и монологической речью. Творческие мамы из нашей группы тоже не остались в стороне, пополнили развивающую пространственную среду макетами для сюжетно-ролевой игры: «Кухня», «Аэродром», «Шиномонтаж», «Школа», накидки для машин: полиция, скорая помощь, пожарная.

Используя макет, мы применяем различные методические приемы работы с детьми, имеющими задержку психического развития : беседы, проблемные ситуации, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, а также заучивание стихотворений и потешек, тем самым, развивая все психические процессы ребенка. Дети учатся грамотно использовать в речи предлоги (на дереве, под кустом, в озере и т. д., части речи.) Отгадывание загадок, дидактические игры «Кто, где живёт», «Назови членов семьи», «Назови ласково», «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто, что ест», «Кто, что даёт» и задания на макетах («Что изменилось?», «Где что стоит?», «Что ближе?», «Что дальше?», «Расставь по плану, по памяти», «Расскажи, где ты сейчас находишься, или где твой дом, как будет двигаться твоя машина?», «Что на макете самое маленькое, высокое и т. п. ?», «Загадай нам объект на макете, а мы отгадаем» (загадка-описание, «Размести предмет (дается новый объект, соответствующей теме) на макете, объясни, почему именно здесь он должен находиться?», «Что лишнее на макете? Объясни почему?», что положительно влияет на коррекцию развития связной речи у детей. Тесна связь макетирования с математикой. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия как: количество и счет, (сколько всего, который по счету); употребление предлогов: на, над, под; пространственные и временные понятия: между, около, рядом, перед, справа, слева, внутри, снаружи.

В нашей группе есть в наличии разные виды макетов : сенсорные коробки «Лесное царство», «Северный полюс», «Жаркие страны», «Морское царство», «Насекомые»; настольные «Аквамир», «Дикие животные зимой и летом», «Растительный и животный мир Прибайкалья», «Домик в деревне», «Солнечная система», «Наш город», «Пожарная безопасность». Данные макеты используются в ходе реализации многих тематических недель как на занятиях, так в свободной деятельности детей. «Банкомат» один из последних напольных макетов, сразу привлек внимание детей, в диалоге у детей стали появляться изречения: набрать пин-код, проверить баланс, вставить карту, положить наличные и так далее. Для изготовления данных макетов мы использовали различный бросовый материал, а самое главное фантазию. Так для макетов "Северный полюс", "Жаркие страны", "Морское царство" используются контейнеры, наборы мелких игрушек, соль, песок. Надо отметить, что все объекты макетов не прикреплены, легко трансформируемы, дети могут свободно их перемещать в пространстве. Дети могут самостоятельно добавлять, придумывать, использовать предметы-заместители, изготавливать из разного материала. Хочется отметить, что дополнительный материал к макетам, мы используем не только в познавательной деятельности. Так, организуя выставку работ по продуктивной деятельности (в соответствии с тематикой макетов) мы оформляем поделки (из пластилина, конструирование из природного материала) с помощью иллюстративного материала макета.

Макеты имеют разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей. Что положительно влияет на развитие наших детей.

Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности, [3]. Таким образом можно сделать вывод о том, что использование макета в образовательном процессе ДОУ положительно влияет на речевое развитие детей, имеющих особые образовательные потребности.

В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Читательская грамотность. Применение технологии «скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного.

Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках»Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках» «Театр на липучках» Сказки Владимира Сутеева Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение игровых макетов в развитии связной речи у детей с задержкой психического старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 17:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение игровых макетов в развитии связной речи у детей с задержкой психического старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Буянкина (УИ 305804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД