Лучший педагог года

Применение педагогических технологий в трудовом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями

Анастасия Шилкова
Применение педагогических технологий в трудовом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями

Сообщение на ППО воспитателей на тему :

«Применение педагогических технологий в трудовом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями»

Тема моего сообщения «Применение педагогических технологий в трудовом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями».

Публикация «Применение педагогических технологий в трудовом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Своё сообщение мне бы хотелось начать с цитаты великого педагога Антона Семёновича Макаренко.

«Труд – важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения»

(А. С. Макаренко)

Проблемой трудового воспитания, в разные периоды развития олигофренопедагогики занимались известные учёные Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и др.

Само понятие «трудовое воспитание» рассматривается в олигофренопедагогике как целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. Оно направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности.

Трудовое воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, экологическим и нравственным воспитанием, является фактором успешной социализации и адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует воспитанию положительных качеств личности ребёнка.

В настоящее время проблема трудового воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями приобретает особо важное значение в связи с существенными недостатками их практической деятельности, среди которых можно выделить наиболее яркие:

нарушение целенаправленности трудовой деятельности;

• неосознанность мотивов;

• неумение планировать, доводить до конца и адекватно оценивать свою работу;

• неумение переносить прошлый опыт в новые условия.

И в результате у детей в целом нарушена вся структура деятельности.

Для решения данной проблемы считаю важным внедрение педагогических технологий в трудовое воспитание детей с нарушениями интеллекта, направленных на максимальную коррекцию и компенсацию особенностей обучающихся данной категории.

Цель использования педагогических технологий в трудовом воспитании – это формирование у младших школьников с интеллектуальными нарушениями ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе с применением педагогических технологий.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

формировать мотивированное отношение к труду с помощью использования педагогических технологий в трудовом воспитании учащихся;

• коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков умственного развития;

• развивать трудовое умение планировать, организовывать и адекватно оценивать свою работу;

• расширять практический опыт детей и использовать его в повседневной жизни;

воспитывать личностные качества, как умение работать в коллективе, чувства самостоятельности, ответственности, трудолюбия, уважение к людям разных профессий и видам труда, творческого отношения к труду.

Предлагаю рассмотреть несколько педагогических технологий, которые я использую в трудовом воспитании детей 3-го класса и детей интерната.

Во-первых, использую в работе с детьми технологию саморазвития личности.

Цель которой - создать и поддерживать у обучающихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личности самого себя.

Поэтому я приучаю детей к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом.

Прививаю навыки личной гигиены, организовываю дежурства по спальне, столовой, классу.

Также приучаю детей следить за чистотой своей одежды и обувью, выполнять мелкий ремонт одежды, такой как пришивание пуговиц, зашивание небольших дыр на одежде, стирка нижнего белья, носков, следить за порядком в своей спальне и в игровой комнате.

Воспитательная работа по трудовому воспитанию с использованием технологии саморазвития личности способствует формированию не только навыков самообслуживания, но и основ социально-адаптивного поведения детей с интеллектуальными нарушениями и предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду.

Во-вторых, в трудовом воспитании широко использую технологию «Создания ситуации успеха». Это алгоритм создания субъективного переживания успеха. Для его пояснения и запоминания каждый шаг-операция снабжается парадигмой (словесной формулировкой, отражающей суть). Они представлены перед вами на экране.

Наши дети особо нуждается в создании «ситуации успеха», даже разовое переживание успеха может резко улучшить его психологическое состояние, ритм его деятельности и взаимоотношения с окружающими. Если мы, педагоги, не будем создавать ситуацию успеха для наших детей в различных видах трудовой деятельности то это приведёт к потере его интереса, снижению активности в трудовом воспитании и обучении. Об этом забывать нельзя.

Поэтому каждый педагог школы-интерната должен знать и применять следующие правила, представленные перед вами на экране.

Воспитывай с любовью и во имя любви;

• Творчески подходи к своей деятельности;

• Помогай каждому воспитаннику пережить радость достижения, поверить в себя, почувствовать «ситуацию успеха»;

• Создай каждому ребёнку возможность быть успешным в той или иной деятельности и через это реализовать себя;

• Поощряй совместную деятельность.

Так как у наших детей слабо выражена, а порой отсутствует мотивация к трудовой деятельности, я стараюсь использовать в своей работе при создании «ситуации успеха» методы стимулирования – поощрение, похвала, одобрение, поручения, иногда использую элементы соревнования и т. д.

В трудовом воспитании с детьми, я также активно использую технологию «коллективного творческого дела» Игоря Петровича Иванова (КТД). Данную технологию адаптировала под особенности наших детей. Из шести представленных на экране этапов, я использую первые пять в режиме «Здесь и сейчас». А на стадии шестого этапа опираясь на итоги проделанной работы организую накопленный воспитанниками опыт в повседневной жизни. Например, оказать помощь библиотекарю по ремонту книг.

Существует несколько видов коллективных дел, но я в своей работе чаще использую следующие:

Трудовые КТД. Примером, является организация мастерской по ремонту книг «Подари книге вторую жизнь». Расскажу немного о проведении этапов этого коллективного дела.

На первом этапе я заранее отобрала все рваные книги, а хорошие спрятала. А в среду, на вечере чтения, когда пришло время читать, дети были удивлены состоянием книг и выражали своё нежелание их читать.

Тогда я поставила перед детьми проблемный вопрос «А что вы можете предложить сделать?». Варианты детских ответов были разными. Одни считали, что книги нужно сдать в макулатуру, другие предложили приобрести новые книги, на что я им ответила: «А у вас есть денежные средства для покупки новых книг?». А третьи предложили отремонтировать книги. Последнее предложение детей для решения поставленной проблемы оказалось самым оптимальным. Таким образом мы подошли к принятию совместного решения об организации мастерской по ремонту книг.

На втором этапе коллективного планирования детям было предложено объединиться в небольшие бригады про три человека и договориться между собой кто, что будет делать, распределить обязанности по ремонту книг.

На третьем этапе коллективной подготовки каждая бригада организовывала своё рабочее место, самостоятельно подбирала необходимые инструменты и материалы для ремонта книг.

И на четвёртом этапе совместного проведения дела в каждой бригаде один участник измерял размеры книги для вырезания заплатки и чертил её, с помощью линейки, на листе бумаги. Второй вырезал и намазывал заплатку клеем, а третий участник группы приклеивал заплатку на книгу и убирал излишки клея с помощью салфетки.

В процессе ремонта книг дети использовали интересный метод конвейерной работы.

А на пятом этапе был проведён коллективный анализ общего результата по ремонту книг и рефлексия.

Аналогичным образом были организованы и такие трудовые КТД, как трудовой десант по уборке территории школы.

А ещё я использую в работе с детьми художественные КТД (художественно-эстетическое творчество, ручной труд). Например, коллективное оформление открытки к дню матери в детской мастерской «Букет любви и нежности для наших мам». Более подробно объяснять не буду, так как основные этапы организации КТД я изложила выше.

Так же использую экологические КТД. Примером является участие нашей школы во Всероссийском образовательном экологическом проекте ЭкоХод, в реализации которого, мы с детьми и педагогами собираем и сдаём на переработку пластиковые крышечки, батарейки, макулатуру, пластиковые бутылки.

Результатом таких КТД является позитивная активность детей, причём не зрительская, а деятельностная. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать сообща, делить успех и ответственность с другими.

Ещё очень хочу с вами поделиться таким интересным методом трудового воспитания, как «Бригада» – эту форму я использую совсем недавно.

Из класса выбирается бригадир, тут учитываются достижения детей за всю учебную неделю. На руку бригадира завязывается зелёная лента. На доске размещается список трудовых поручений, бригадир помогает распределить ответственных за их исполнение, и наравне с одноклассниками выполняет работу. В процессе выполнения данных поручений, бригадир контролирует качество выполненной работы и делает отметки о выполнении. Данный метод значительно способствует повышению детской самостоятельности, инициативности и ответственности.

Таким образом использование мной данных педагогических технологий в трудовом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями способствует формированию у них мотивированного отношения к труду, развитию их трудовых умений и навыков, коррекции и компенсации недостатков умственного развития и воспитанию необходимых личностных качеств.

Литература:

• Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 2000

• Жиднина М. В., Кузьмина Н. Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., Просвещение, 2008

• Брунов Б. П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Красноярск – 2003

• Скврцова В. О. Социальное воспитание детей с особенностями в развитии. – М., Изд. Владос. - 2009

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт о трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста «Уход за комнатными растениями»Фотоотчёт о трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста «Уход за комнатными растениями» Цель: продолжать формировать представление у детей о том, как ухаживать за растениями. Задачи: Формировать представление у детей о строении.

Фотоотчёт о трудовом воспитании в предшкольной группе «На все руки мастера!»Фотоотчёт о трудовом воспитании в предшкольной группе «На все руки мастера!» Труд — основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы. Для детей 6–7 лет трудовое.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Применение нейроигровых технологий. ФотоотчетПрименение нейроигровых технологий. Фотоотчет Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений,.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Значение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольниковЗначение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольников У родителей и воспитателей одна общая задача – воспитание ребенка. Сотрудничество педагога с родителями делает образовательный процесс полноценным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение педагогических технологий в трудовом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 15 мая 2023 в 08:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД