гудина елена сергеевна
Профилактика эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6» пос. Механизаторов
«Профилактика эмоционального благополучия детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»
Методическая разработка
о. Муром
2021г.
Содержание.
Введение
Актуальность ….
Цели ….
Задачи …. ….
1. Теоретическая часть…4-7
1.1 Эмоциональное благополучия детей раннего возраста….
Публикация «Профилактика эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
1.2 Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей раннего возраста
1.3 Роль здоровьесберегающих технологий в сохранении эмоционального благополучия детей раннего возраста….
2. Практическая часть
Заключение…
Список использованной литературы…
Список электронных ресурсов….
Введение
В последнее время на фоне активного реформирования системы дошкольного воспитания развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Вместе с тем, как справедливо указывали Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положенийКонцепции дошкольного воспитания вляетсяобеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
Данная работа ориентирована на педагогов дошкольного образования, которая поможет выстроить работу по поддержке эмоционального благополучия детей раннего возраста.
Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в эдоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников.
Цель: создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально-положительных состояний и обогащение их эмоциональных переживаний.
Задачи :
1. Создание условий эмоционального благополучия,обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
2. Включение в рамки воспитательно- образовательного процесса системы мероприятий,способствующих развитию эмоционального благополучия детей раннего возраста.
1.1 Эмоционального благополучия детей раннего возраста
Эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое, эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей : как биологических, так и социальных (Л. А. Абрамян, М. И. Лисина, Т. А. Репина).
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив, смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Ребенок боится оставаться в одиночестве, трудно засыпает, говорит или вздрагивает во сне, вдруг теряет присущую ему ранее жизнерадостность, начинает плакать без видимой причины, или обычно уравновешенный ребенок вдруг становится повышенно возбудимым, ребенок становится конфликтен в общении со сверстниками - вспышки гнева, драки, негативизм по отношению к чужому замыслу, чужому мнению, становится упрямым, грубым по отношению к взрослым и сверстникам, немотивированно отказывается от любого предложения взрослого, несмотря на собственные желания. Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей, всех специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
Жизнь в нашем детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей. Большое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.
Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.
С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.
В каждой группе создан экран настроения в соответствии с возрастом. Каждое утро дети, приходя в группу, прикрепляют свою фотографию на ту эмоцию, которая соответствует их настроению.
Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость. Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,
Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом,но и чувствами.
1.2 Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей раннего возраста
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одна из главных задач звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Из формулировки данной задачи можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие является одной из главных составляющих здоровья ребенка.
Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования требуют актуализировать представления о здоровье дошкольников, ведении здорового образа жизни.
Сохранение эмоционального благополучия дошкольников опирается на методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих ФГОС. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования позволяет обеспечить целостность образовательного взаимодействия.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это суждение, подробнее рассмотрим понятие «эмоциональное благополучие». Анализируя отечественных, зарубежных психологов и педагогов, под эмоциональным благополучием понимается «устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой его отношения к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками».
По мнению Г. Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка – это «показатель оптимальности его развития и психического здоровья. Он состоит из эмоции удовольствия-неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения; переживания комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживания успеха-неуспеха в достижении целей; переживания комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживания оценки другими результатов активности ребенка» .
Следовательно, работа педагогов дошкольных образовательных организаций, взаимодействие с семьями воспитанников должны составлять в совокупности одно направление – поддержание показателя эмоционального благополучия на высоком уровне, не травмируя ребенка, не нанося вред его гармоничному развитию и психическому здоровью как части целостного здоровья личности. Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации предполагают реализацию проектов комплексно и интегрировано. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС объединяет разные виды деятельности воспитателя как свободное конструирование при реализации выбранной образовательной программы дошкольного образования. Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста подразумевают отдельное направление по конструированию здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
А. С. Спиваковская пишет как строить воспитывающий диалог: "Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом.
Таким образом, наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Имея многочисленные данные о том, что эмоциональную сферу дошкольников необходимо развивать, учеными и практиками разрабатываются и широко применяются коррекционно-развивающие программы, ориентированные на сохранение эмоционального благополучия и укрепление психологического здоровья детей в форме игровых занятий, упражнений, тренингов. При их реализации используются психологические, психотерапевтические и педагогические методы профилактики и коррекции эмоционального неблагополучия. В данных программах (Р. Р. Калининой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Е. А. Алябьевой, Н. Г. Яковлевой, И. А. Пазухиной, В. А. Петченко, В Кротова, Е. Н. Юрчук, Г. П. Ивановой и др. ,используются следующие методические приемы:
- эффект неожиданности, непривычности задания, проблемные ситуации, игры, решения, поощрения;
- игнорирование нежелательного поведения;
- создание ситуации безопасности, доверия;
- поддержка ребенка в ситуации неудачи; одобрение поведения, создание ситуации успеха; поощрение, комплимент, констатация успеха;
- анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;
- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;
- придумывание терапевтических сказок;
- прослушивание аудиозаписей, музыки медитативной и для релаксации, "звуков природы"
- использование приема антропоморфизма ("очеловечивание" животных, предметов) и др.
Каждое занятие в дошкольном учреждении должно начинаться и заканчиваться ритуалом для создания позитивного эмоционального состояния у детей. Участники группы могут учиться определять эмоции и чувства по пиктограммам, рисункам и фотографиям, сочинять сказки, дописывать и переписывать их, делать рисунки, фотографии. Для адекватной самооценки очень важно видеть продукт своего труда.
Способы профилактики эмоционального благополучия дошкольников заключаются в гумманизации развивающей среды, повышении педагогической компетентности взрослых, окружающих ребенка, особенно родителей и педагогов и адекватном развитии эмоциональной сферы детей при сопровождающей, направляющей, а иногда и коррекционной помощи взрослых. Ребенок не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания.
Для профилактики эмоционального неблагополучия должны использоваться психогимнастические этюды и упражнения, дыхательные гимнастики. Занимаясь психогимнастикой, дети смогут изучать различные эмоции, получают возможность управлять ими. Это будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка через обучение языку мимики и движений.
Дыхательные упражнения, элементы психогимнастики, игровые этюды, пальчиковая гимнастика, и другие способы поддержания эмоционального благополучия детей широко используются в педагогической практике. Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния.
1.3 Роль здоровьесберегающих технологий в сохранении эмоционального благополучия детей раннего возраста
Забота о физическом развитии имеет особое значение в раннем возрасте, ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир. Овладевают основными движениями, приобретают необходимые моторные навыки, учатся управлять своим телом, координировать действия. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача дошкольного учреждения и семьи. ФГОС определил первоначальной задачей охрану и укрепления физического, психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
Подвижные игры, различные виды гимнастик (утренняя. бодрящая, дыхательная, пальчиковая) позволяют накопить и обогатить двигательный опыт, сформировать необходимые двигательные навыки и умения,воспитывать физические качества у детей.
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Моя задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.
Так дыхательные упражнения, позволяют снизить уровень напряжения, тревожности у детей во время адаптации.
. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо историй, сказок и т. д. при помощи пальцев.
Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Пальчиковые игры положительно влияют на развитие речи, способствуют согласованной деятельности речевых зон, развитию памяти и воображения ребенка. В процессе пальчиковых игр кисти ребенка и пальцы приобретают гибкость и ловкость, а ребенок учится управлять и координировать свои движения. В ходе проведения пальчиковых игр развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальце дифференцируются.
В то же время пальчиковые игры способствуют творческой деятельности малыша, так как по средствам ладони, пальцев, рук ребенок учится отображать реальность окружающего мира: предметы, животных, людей и их действий. Поэтому эти игры, как правило, очень увлекательны, эмоциональны и интересны.
Универсальность и уникальность метода пальчиковых игр заключается, еще и в том, что эти игры можно включать в любую образовательную деятельность и использовать в любое свободное или удобное для этого время. С помощью таких игр можно в интересной форме организовать либо разнообразить любой режимный момент. Пальчиковые игры практически не требуют предварительной подготовки и наличия каких-либо предметов для их проведения. Поэтому пальчиковые игры можно включать в занятия по искусству, рисованию, музыке, в занятия по развитию речи и т. д. Любая свободная минута может быть заполнена полезным и интересным для детей занятием.
Таким образом, роль пальчиковых игр невозможно переоценить: они имеют огромное значение для развития ребенка младшего дошкольного возраста, так как развивают мелкую моторику, речь, кругозор. Всё это подтверждается исследованиями ученых, историей развития общества и педагогики в целом, а так же ежедневным опытом работы воспитателей детских дошкольных учреждений.
Однако, не меньшую роль, как мне кажется, имеет эмоциональная сторона пальчиковых игр. И если получается одновременно, посредству таких упражнений, развивать мелкую моторику ребенка, его речь и одновременно его эмоциональную палитру, регулировать его душевное равновесие, - то значение таких пальчиковых игр становится огромным и незаменимым.
Пальчиковые игры в раннем дошкольном возрасте невозможны без взаимодействия с взрослыми людьми. При различных пальчиковых играх ребенок получает тактильный и эмоциональный контакт со взрослым человеком, перенимает его опыт, значение чего невозможно переоценить.
Одновременно с этим развивается умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность, развиваются познавательные психические процессы.
Кроме того, особенности развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными.
Пальчиковые игры помогают ребенку установить тесный контакт со взрослым человеком, находящимся рядом, а через него – с огромным окружающим миром. Дети становятся более активными и свободными в общении, чувствуя внимание и поддержку взрослого человека. Такое взаимодействие, несомненно, поможет адаптироваться малышу в обществе и поможет в дальнейшем занять свое место в нем..
Релаксация относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка
Для обеспечения эмоционального благополучия детей нами была подобрана и составлена система здоровьесберегающих игровых упражнений, дыхательных гимнастик, игровых этюдов, направленных на поддержание эмоционального благополучия детей. Все техники и упражнения, подобраны по темам, которые отражены в комплексно- тематическом планировании. Создана картотека игр на год, где каждое упражнение сопряжено с темой недели и сезоном. Такая система работы позволяет обогащать планирование разнообразными видами здоровьесберегающих технологий.