Васильева Ольга Федоровна
«Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни, что взрослые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
Публикация «„Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Агрессия - это реакция на неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу либо педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Также важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «не хорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
В целях проведения успешной психокоррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребен ком в ходе совместной работы:
контакт с ребенком;
уважительное отношение к личности ребенка;
положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и контроля.
Как выявить агрессивного ребенка? Психологу необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне агрессивности испытуемого.
Поэтому необходимо соблюдать следующие основ ные правила:
для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка, использовать не менее трех диагностических методик;
строго следовать инструкции, приведенной в методике. Понятно и доступно изложить инструкцию испытуемому;
строго придерживаться возрастной границы использования методики в работе с испытуемым;
выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.
Опытный педагог в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из детей обладает повышенной агрессивностью. Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (1992 г.) для родителей и воспитателей. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение психолога.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста :
1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
Для определения степени выраженности агрессивности у детей старшего дошкольного возраста возможно применять:
1. Метод наблюдения.
2. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
3. Цветовой тест Люшера.
Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть и проанализировать неадекватное поведение ребенка.
Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, Смирновой Т. П. было выделено 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу. Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
Основные направления коррекционной деятельности педагога - психолога с агрессивными детьми :
1) Обучение техникам и способам управления собственным гневом.
2) Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также реагированию на негативную ситуацию в целом.
3) Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
4) Развитие позитивной самооценки.
5) Снижение уровня личностной тревожности.
6) Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
7) Просветительская, профилактическая работа с родителями и педагогами, направленная на снятие либо предупреждение провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Работу в группе лучше проводить по 5-6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста не более 30 минут.
Психологическое просвещение родителей осуществляется в виде лекций, бесед, теоретических и практических семинаров, круглых столов, совместных детско-родительских занятий, ток-шоу «Есть мнение» и т. д. Оно включает два взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той исключительной ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка. Демонстрируется значение конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и прародителями) и общей атмосферы семьи. Особое внимание обращается на развитие у ребенка чувства уверенности в том, что родители верят в его силы, возможности, могут защитить. Показывается значение особенностей предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют. Второе направление касается влияния на детей разных возрастов страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Основная задача такой работы - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике агрессивности и ее преодолении; обучение их конкретным способам преодоления повышенной агрессии у детей.
В целях коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста следует использовать:
- занятия психогимнастикой;
- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
- этюды и игры релаксационной направленности;
- игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.
А также использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.
Методы коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Направление
коррекционной работы
Методы и техники коррекции
1. Обучение ребенка отреагированию гнева приемлемым способом
1) Пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движение;
2) арт-терапия (рисование гнева, лепка;
3) многократное повторение деструктивного действия безопасным способом;
4) перенос гнева на безопасные предметы (бить подушку, рвать бумагу)
2. Обучение ребенка управлению своим гневом, приемам саморегуляции, самообладанию
1) Релаксационные техники - мышечная релаксация, глубокое дыхание, визуализация ситуации;
2) ролевая игра, включающая провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;
3) осознание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев)
3 Снижение уровня личностной тревожности
Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевые игры.
4. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии
1) Рисование, лепка эмоций;
2) пластическое изображение эмоций;
3) работа с карточками (фотографиями, отражающими различные эмоции;
4) разыгрывание сценок (этюдов, отражающих различные эмоциональные состояния;
5) методика - «Я грустный, когда.»
6) игры «Мой хороший попугай», «Эмоциональный словарь»
5. Расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
1) Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов выхода из ситуации);
2) разыгрывание сценок вымышленного конфликта;
3) игры на сотрудничество и соперничество;
4) спортивные командные игры
6. Развитие позитивной самооценки
1) Разработка системы поощрений и наград за успехи («альбом успехов», медали)
2) включение ребенка в работу различных секций, студий, кружков;
3) упражнения «Мне в тебе нравится.», «Копилка хороших поступков».
7. Работа с родителями и педагогами
1) Информирование об особенностях агрессивного ребенка;
2) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
3) индивидуальное консультирование;
4) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;
5) обучение высказываниям «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»;
6) обучение приемам регуляции собственного психического равновесия
Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две группы:
1) методы изменения деятельности детей;
2) методы изменения отношения к ребенку.
К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.
Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации, слушание музыки, ритмические движения) эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Подбор музыкальных произведений осуществляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева, волнения, тревоги передаются быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия; а радость, веселье, торжество - быстрая мажорная музыка. Целесообразно использовать запись звуков природы.
Библиотерапия (литература) имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. В процессе чтения, слушания произведения дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют возможность проявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки; разыгрывание сказки, ее эпизодов с помощью кукол (куклотерапия). В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.
Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.
Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использовать различные спосо бы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересны особен ности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с соавтором рисунка. В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные, что позволит изменить его первоначальные намерения. Эффективно, например, совместное рисование, когда агрессивные дети создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоя щий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении. Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с красками, бумагой, пластилином, мелом, глиной.
Ко второй группе - методам изменения отношения к ребенку - относятся: личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка в коллективе.
Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример - великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.
Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение - перестать на них реагировать. В ответ на демонстративное поведение ребенка взрослый должен ответить на вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, что ничего не случится, кроме того, что ребенок лишится внимания, можно смело проигнорировать поведение.
Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспитателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводить физминутки.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.
Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей.
Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками старшего возраста по программе «Дорога добра»
I блок программы рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, состоит из 12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 25 минут.
Работу можно строить как индивидуально (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом, так и в группе.
Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек.
Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком :
1. Ценностно – ориентированный принцип: эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.
2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
3. Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку, не навязывая, организует его со стороны сверстников.
4. Системность организации психики ребенка : развитие эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон возможно воздействием на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение)
5. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды детства – учет их интересов, определенных их возрастом.
6. Поэтапность коррекционно – развивающей работы: при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.
7. Принцип свободного участия: если упражнения интересные и занимательные, дети примут в них участие.
8. Принцип рефлексии: для актуализации полученных знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.
Можно предложить следующую структуру занятий.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка
3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
С тематическим планом коррекционно–развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Дорога добра» можете познакомиться самостоятельно в приложении 2 к данному выступлению.
Психопрофилактическая, просветительская,
коррекционная работа с родителями
II блок программы рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста.
Основные принципы организации работы с родителями:
1. Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
2. Рекомендательный характер оказания помощи.
3. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком.
4. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
С формами психопрофилактической, просветительской, коррекционной работы с родителями можно познакомится в приложении 3 к данному выступлению.
Профилактическая, просветительская, коррекционная работа с педагогами
III блок программы рассчитан на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные принципы организации работы с педагогами:
1. Принцип индивидуализации.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип систематичности и последовательности.
4. Принцип оздоровительной направленности.
5. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых педагогами во взаимоотношениях с ребенком.
На данном этапе можно предложить следующие формы работы:
- Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»;
- Семинар–практикум для родителей и педагогов «Агрессивный ребенок : кто он и как ему помочь?»;
- Организация встреч в психологической гостиной (занятие с элементами тренинга) «Агрессия. Пути коррекции», «Погода в ДОУ», «Права ребенка»;
- проведение консультаций: «Причины детской агрессии», «Работа с гневом», «Работа с чувствами», «Конструктивные навыки общения», «Реагирование на конфликтное поведение», «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми», «Игровые комплексы для предупреждения и снижения агрессивности», «Игры на снижение у детей агрессивности и страхов», «Стили педагогического общения с ребенком»
Процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, неспецифическим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо грамотно определить место коррекционно-развивающей работы.
Тематический план психопрофилактической, просветительской, коррекционной работы с педагогами
№
Форма проведения
Тема
Цель
1
Семинар-практикум для педагогов
«Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
2
Семинар–практикум для родителей и педагогов
«Агрессивный ребенок : кто он и как ему помочь?»
Объединение усилий семьи и педагогов ДОУ в области профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, осуществлении конструктивного подхода к проблемам ребенка
3
Встреча в психологической гостиной (занятие с элементами тренинга)
"Агрессия. Пути коррекции"
Повышение профессиональной компетентности по эмоционально – волевому развитию старших дошкольников.
«Погода в ДОУ»
Формирование педагогических умений; развитие профессионального самосознания;
Выработка позитивного самоотношения;
Формирование умений расслабляться и снимать психоэмоциональное напряжение.
Преодоление внутренних барьеров, страха, тревоги;
Выработка навыков предоставления и получения обратной связи;
4
Деловая игра
«Права ребенка»
Профилактика жестокого обращения с детьми
5
Консультации
1. «Причины детской агрессии»
2. «Работа с гневом»
3. «Работа с чувствами»
4. «Конструктивные навыки общения»
5. «Реагирование на конфликтное поведение»
6. «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми»
7. «Игровые комплексы для предупреждения и снижения
агрессивности»
8. «Игры на снижение у детей агрессивности и страхов»
9. «Стили педагогического общения с ребенком»
Повышение профессиональной компетентности по эмоционально – волевому развитию старших дошкольников.