Кретинина Юлия
Психолого-педагогическая программа коррекции страхов
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая коррекция страхов является важным этапом в реализации мер помощи ребенку. Последовательно изучив проблему возникновения личностной тревожности, страхов, специалист переходит к диагностическому этапу, который в свою очередь включает комплекс методик, дополняющих друг и друга и позволяющих раскрыть многие грани возникновения и функционирования данных проявлений. После обработки результатов психолог переходит к процессу коррекции -исправлению, гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, а затем к поддерживающему психологическому сопровождению (наблюдение, консультирование, дача рекомендаций)
Публикация «Психолого-педагогическая программа коррекции страхов» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Коррекционная психологическая работа строится на основе определенной структуры, исходя из симптомокомплекса тревожности:
-коррекция страхов;
-повышение уверенности в себе;
-снижение психоэмоционального напряжения.
Цели каждой психологической программы, направленной на преодоление детской тревожности, должны быть ориентированы на эти три ключевых проявления. Работа психолога может проводиться в различных формах:
-индивидуальная (с одним ребенком без посторонних)
-мини-групповая (2 человека;двое детей или ребенок и его родитель)
-групповая (3-6 человек)
Работа с конкретным страхом включает непосредственное психотерапевтическое воздействие на какой-либо выраженный определенный страх. Необходимо обратить внимание на следующие аспекты.
1. Подробную работу с конкретным страхом лучше проводить в индивидуальной форме или в паре "ребенок-родитель", но только при условии доверительных, теплых взаимоотношений в семье.
2. В рамках групповой работы рекомендуется работать блоками "Снижение психоэмоционального напряжения", " Повышение уверенности в себе и в своих силах".
3. При групповой коррекционной работе в блоке "Коррекция страхов" рекомендуется использовать опосредованные методики, "Театр теней", "Маленькое доброе приведение".
4. Обмен опытом переживания чувства страха детьми должен носить только позитивный характер-"Как я преодолел страх!", причем говорить надо очень мягко, завуалированно, не пускаясь в детали. Взрослый обязательно должен чутко контролировать и своевременно реагировать на изменения ситуации рассказа. Ориентация данного вида деятельности -беседы или игры-должна носить исключительно позитивный и подбадривающий характер : "Как здорово, Мы слемые! Мы все преодолеем!"
Релаксационные и аутогенные методы, сособствуют снижению психоэмоционального напряжения. Хороший эффект дают дыхательные упражнения. Нужно сделать глубокий вдох через рот и медленный выдох через нос. Такую процедуру следует повторить 5-10 раз-не торопясь, медленно. Часто по проведению процедуры релаксации можно встретить название "дыхание животом" : в результате такого дыхания живот поднимается и опускается, вот почему появилось такое название. Специалист учит ребенка правильно "дышать животом", чувствуя, как он выпячивается при вдохе и спадает при выдохе.
Когда человек испытывает страх или стресс, его пульс ускоряется и он начинает очень часто дышать. Научить ребенка дышать медленно, плавно, спокойно-первоочередная задача психолога, т. к. это будет способствовать обучению малыша навыкам самоконтроля психологического состояния, способности успокаивается в напряженных ситуациях. Такая методика обучает не только саму психику, включающую в себя и нервную систему, но и весь организм в целом справляться со стрессовыми моментами жизни.