Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Ирина Андрейченко
Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Здравствуйте, уважаемые коллеги темой моего сегодняшнего выступления является «Психолого - педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». В начале своего выступления я бы хотела немного рассказать о психологических аспектах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту доминирующим мотивом деятельности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект. Именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

Экспериментально-исследовательская деятельность вызывает интерес к исследованию предметов окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) Она стимулирует познавательную активность, любознательность, активирует восприятие научных знаний о предметах и явлениях.

Исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Процесс познания – творческий процесс, и задача взрослых (педагогов и родителей) – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

А теперь перейдем к психолого-педагогическим условиям, которые способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

– Создание предметно-развивающей среды для проведения исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

– Взаимодействие с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи.

– Формы организации познавательно-исследовательской деятельности взрослого с ребенком;

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Основными требованиями, предъявляемыми к развивающей предметно-пространственной среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Важную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет Центр экспериментирования. В этих целях для детей дошкольного возраста создается в группе центр экспериментирования. Задачи Центра экспериментирования: развитие естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:

компонент дидактический. Познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

компонент оборудования. Приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, песочные/механические часы, компас, магниты, линейки, треугольник, разнообразные сосуды из различных материалов, разной конфигурации и объема; сита, воронки разного размера и материала.

компонент стимулирующий

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья и др. ;

утилизированный материал: проволока, ткани, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

разные виды бумаги:

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

• пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и другие прочие материалы

Таким образом для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Перейдем к следующему условию «Взаимодействие с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи»

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы: устные журналы, экскурсии, родительские клубы.

В дошкольном учреждении можно использовать следующие формы работы с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности с детьми.

Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его работоспособность, самостоятельность, инициативность, его исследовательские навыки. А также совместный с родителями поиск преодоления негативных тенденций к познавательно-исследовательской деятельности.

Посещение культурных учреждений при участии родителей (музеи, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, сбора информации и фактов при реализации познавательно-исследовательских проектов.

Совместные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, городу - с целью поиска исторических сведений о нем.

Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.)

Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», и др. с целью расширения кругозора дошкольников.

Совместная работа родителей с ребенком над созданием семейных альбомов, «Моя родословная», «Страницы памяти» и др. ; создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т. д.

Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.

Таковы формы взаимодействия с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи.

Следующим условием психолого-педагогического сопровождения является «Формы организации познавательно-исследовательской деятельности взрослого с ребенком».

Подробнее об формах исследовательской деятельности детей дошкольного возраста расскажет моя коллега.

Я хочу подытожить свое выступление. Правильно организованные психолого-педагогические условия способствуют развитию у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативности и, конечно, развитию исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 12 января 2023 в 17:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД