Лучший педагог года

Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ детей раннего возраста

Марина Щербакова
Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ детей раннего возраста

Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ детей раннего возраста

Младший дошкольный возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому необходимо осуществлять сотрудничество с семьями малышей перед их поступлением в дошкольное учреждение. Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада - залог успешной адаптации, в этом и состоит актуальность этого вопроса.

Публикация «Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ детей раннего возраста» размещена в разделах

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие навыков коммуникативного взаимодействия друг с другом, организация развивающей предметно-пространственной среды.

Адаптация – это не только процесс приспособления ребенка к новой системе социальных условий, новым требованиям, режиму, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

В конкретном случае, адаптация – это привыкание малыша к детскому саду.

Факторы, влияющие на адаптацию детей к детскому саду : особенности родителей и условий семейного воспитания, индивидуальные особенности детей, особенности педагога и организация педагогического процесса

Выделяют критерии успешной адаптации, их два.

Внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность.

Внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Показателями успешного окончания адаптационного периода являются : бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями, уравновешенное настроение в течение дня, умение общаться со сверстниками, хороший аппетит, спокойный сон.

Напомню, что выделяют три фазы адаптационного процесса :

-острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниями в психическом состоянии, что приводит к частым респираторным заболеваниям, снижению веса, нарушению сна и ухудшению аппетита,

-подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребенка, сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного психического темпа развития,

-фаза компенсации, характеризуется убыстрением темпа развития и дети к концу учебного года преодолевают задержку в развитии.

Различают три степени адаптации :

-Легкая адаптация - ребенок привыкает к условиям детского сада в течение 10 - 15 дней, прибавляет в весе, активно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

-Адаптация средней тяжести - ребенок привыкает к условиям детского сада в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5 - 7 дней, есть признаки психического стресса.

-Тяжелая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. (дезадаптация)

Работа по преодолению трудностей к адаптации детей раннего возраста начинается с практической деятельности педагога – психолога. Моя деятельность реализуется со всеми участниками образовательных отношений: дети, родители и педагоги. Формы работы, которые я использую: с детьми – наблюдение, проводится в виде игры, ненавязчиво. Также, мной, совместно с воспитателем, в течение всего процесса адаптации ведется мониторинг развития детей, заполняются листы адаптации и ведется психолого-педагогическое сопровождение.

С педагогами я провожу консультации, семинары - практикумы по проблеме адаптации, педагоги активно участвуют в игровых тренингах, на каждой адаптационной группе присутствует папка – передвижка по теме «адаптация», она всегда в доступности и для ознакомления родителей. Также с родителями провожу анкетирование: «адаптация детей в детском саду», консультации по теме и мною созданы памятки, рекомендации и советы психолога по облегчению процесса адаптации к детскому саду.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную организованную деятельность в процессе которой создаются условия для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, посредством взаимодействия всех педагогов и специалистов детского сада. Цель психолого-педагогического сопровождения - снять проблемы, возникающие на начальном этапе адаптации, для этого необходимо создать для ребенка атмосферу безопасности и комфорта, раскрыть внутренний мир ребенка, принять его таким, какой он есть, предоставить ему больше свободы и самостоятельности в видах деятельности, с использованием методов игротерапии, театрализованных игр, рисования, песочной терапии, музыкального сопровождения и тд.

В преодолении трудностей адаптации детей к детскому саду большую роль играют адаптационные занятия : групповые и подгрупповые. Они помогают снять психоэмоциональное и мышечное напряжение, тревогу, помогают детям взаимодействовать друг с другом. В занятиях используются игры: с мягкими модулями: «Домик для зайчика», игра: «Солнышко и дождик», театрализованные игра: «Репка», игра с ленточками: «Ветерок» с музыкальным сопровождением, игры с кинетическим песком.

К организации развивающей предметно – пространственной среды, надо подходить очень серьезно, чтобы пребывание ребенка в детском саду, стало наиболее комфортным. При создании среды необходимо воспитателям учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период в детском саду, создать эмоционально-положительную атмосферу, обеспечить индивидуальное развитие ребенка, среда создается яркая, разнообразная, безопасная и доступная, чтобы каждый ребенок был заинтересован.

Важную роль в работе играет взаимодействие с педагогами.

Воспитатели ведут дневники наблюдений в период адаптации, мы совместно заполняем листы адаптации, после чего обсуждаем и планируем формы и методы работы с каждым ребенком индивидуально. С педагогами провожу консультации: групповые и индивидуальные, разрабатываю памятки для воспитателей по теме адаптации, с рекомендациями, провожу игровые тренинги. Все это повышает педагогическую компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к условиям детского сада

Чтобы адаптация прошла успешно необходимо сотрудничать и взаимодействовать с родителями детей раннего возраста.

Адаптационный период сложен не только для детей, но и для родителей, ведь это не только эмоциональная нестабильность ребенка, но и собственная тревожность, обеспокоенность родителей. Чтобы избежать трудностей в период адаптации, я провожу для родителей анкетирование, консультации, семинары, оформляю наглядную информацию: стенды, папки – передвижки, памятки, буклеты.

Подводя итог, я считаю, что адаптация в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом, вызывающим множество трудностей для всех участников образовательного процесса.

В результате проведенной мной работы по преодолению трудностей в период адаптации детей к ДОУ можно отметить следующие положительные моменты:

-Улучшение психоэмоционального климата в группе.

-Создание условий для успешного пребывания каждого ребенка в детском саду.

-Сформированность партнерских отношений с родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

-Развитие положительно-эмоционального отношения детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Хочу добавить, что на этом моя работа не закачивается, так как в силу разных индивидуальных особенностей детей адаптационный период у них может затянуться.

Результатом моей работы я считаю:

-проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей

- улучшение детско-родительских отношений

- увеличение количества обращений родителей

- возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ

- рост удовлетворенности родителей работой воспитателей в целом.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ детей раннего возраста
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 08:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД