Папки-передвижки

«Работа над развитием речи детей на занятиях и в свободной деятельности в первой младшей группе»

Екатерина Маркина
«Работа над развитием речи детей на занятиях и в свободной деятельности в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы

Но всех чудес прекрасных на земле

Чудесней слово первое ребенка… Петр Семыкин

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Публикация «„Работа над развитием речи детей на занятиях и в свободной деятельности в первой младшей группе“» размещена в разделах

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикон, грамматическим строем, диалогической и монологической речью. .

Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, воспитателю в помощь предметно-пространственная среда, а именно такие уголки как книжный, театрализованный уголок, набор различных игр.

Основная цель речевого развития детей младшего возраста :

- формирование устной речи и навыков речевого общения

Основные задачи развития речи :

- формирование словаря;

- развитие звуковой культуры речи;

-развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- приобщение детей к художественной литературе

Полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания на протяжении всего дня, во всех режимных моментах. Проводить их можно как с небольшим количеством детей (2-6 человек) так и со всей группой.

Фактор успешного овладения речью – это чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек. Например, потешка «Ладушки, ладушки…» поможет завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

А перед зарядкой либо при одевании обуви на прогулку можно рассказать такую потешку:

Посчитаем первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

А после прочтения спросить у ребят: «А какая обувь у наших ребят на ножках?», дети начнут отвечать если кто-то затрудняется можно подсказать, также здесь можно задать вопрос: «А какого цвета, твои Маша сандалики?», «А какие они у тебя большие или маленькие?»

Потешки при неправильно одетой обуви:

«Странные сапоги»

Ну и сапоги у Славы!

Один – левый, другой – правый.

Но левый - на правой, а правый – на левой.

Объясни скорее Слава, что же это сними стало

Что стряслось?

Сапоги поссорились, вот и смотрят врозь. (А. Пысин)

При умывании и мытье рук обязательны потешки:

«Знаем, знаем - да-да-да…», «Водичка, водичка умой мое личико.», «Руки надо чисто мыть, Рукава нельзя мочить.», «Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро!».

На прогулке:

дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ, при этом у детей формируется умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. Во время прогулки наблюдая за играющими детьми, можно беспокоясь сказать: «Ой, что-то я Сашу не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» Дети обязательно скажут, что Саша здесь. «Подойди-ка ко мне, дружок» - обращаемся к малышу. «Где же ты был?»

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.).

Использовать самых разнообразных игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Рассмотрим эти задания и упражнения.

При рассматривании игрушки в раннем возрасте можно использовать сюрпризный момент.

Например - стук в дверь- попросить кого то из детей посмотреть кто же пришел к ним (заранее посадить за дверь игрушку)

Рассадить детей на стульчики, затем рассказать какой-то стишок, потешку про эту игрушку. («Кисонька-мурысонька», «Заинька»)

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии и привлекательным для малышей. Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой.

Также на занятиях по речевому развитию используем такие приемы:

- Чередование различных приемов – таких как пояснение, указание и показ с игровыми заданиями. Например:

Воспитатель говорит детям: "Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?" После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: "Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение, должна лаять: ав-ав-ав".

- Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька.

Например, я на одном из занятий по звуковой культуре речи делала это так :От бабушки пришло письмо с просьбой о помощи найти пропавших животных, и чтобы попасть к бабушке в деревню мы отправились к ней на поезде. Я была паровозиком, а дети вагончиками.

А может быть и мы с вами так поиграем?

Молодцы ребята! Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился. Итак, отправляемся!

Поезд едет – чух-чух-чух. (здесь то ускоряем темп речи, то замедляем. Так же и движения.) тутууууу!

Выпускаем пар – с-с-с-с-с.

Тормозим – з-з-з-з-з.

Вот мы и приехали. Какой у бабушки воздух в деревне. Давайте его понюхаем. Дыхательная гимнастика – через нос медленно вдыхаем воздух и выдыхаем через рот «А-а-а-ах»

К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие (показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами, поручения, предполагающие ответ действием). Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.

К приемам активизации словаря можно отнести следующие.

Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: "Кто?", "Что?", так и в более сложной: "Во что одет?", "Что везет?", "Кому и что шьет?", "Чем чистит?" и т. п.

Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Подуй на листочек, снежинку. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную – у – у – у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау – ау – ау».

Исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций. Работу по развитию тонкой моторики я осуществляю с помощью:

- самомассажа кистей рук;

- игр-шнуровок;

- игр с природным материалом;

- игр в «сухом бассейне» например:

(В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили);

- игр с песком, в том числе кинетическим;

- пальчиковых упражнений например:

(Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -

В домик спрятались опять).

Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает "мяукает, что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. ("Катя спряталась за домик"; "Выросло много грибов"; "Убежал далеко" и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки. Излюбленная игра «Чудесный мешочек» Отправляясь, в гости к белочке, мы несем для нее угощение. Из «Чудесного мешочка» дети на ощупь выбирают орех или шишку. Катают предметы между ладонями, определяют поверхность предмета (гладкий, шершавый и т. д.).

Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках. ("Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим".) Поручения должны широко использоваться и вне занятий Вика, предложи Максиму: "Максим, давай катать мяч"". И так далее.)

Для успешного развития детей нужно использовать картинки, фланелеграф, Это поможет как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам производить какие-то действия с героями.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольников. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). (пример сказка «Курочка Ряба»)

Нужно стараться как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время экскурсии, во время игры). Все время говорить с ними, спрашивать, дополнять их ответы, подсказывать.

Также большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Так, например, игра «Какого цвета». Раздать детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем показать квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Использование потешек, песенок, стихов, не только знакомит детей с окружающим миром, но и помогает услышать ритмичность и возможность для ведения диалогов.

В течение года знакомим детей с русскими народными и авторскими сказками, отечественных и зарубежных писателей. Наибольший эффект достигается, когда рассказ сочетается с показом фигурок настольного театра.

Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него впечатление. Поэтому нужно стараться донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

Чтобы расширить кругозор, предлагать родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

В заключение скажу о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Публикации по теме:

Презентация «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи с детьми логопатами Пояснительная записка На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития.

Использование пособия «живая» картинка на занятиях по развитию речи в первой младшей группе «На прогулке в лесу»Использование пособия «живая» картинка на занятиях по развитию речи в первой младшей группе «На прогулке в лесу» Таня и Ваня с мамой гостили у бабушки в деревне. Рядом с домом бабушки рос большой лес Хорошо в лесу летом. Ребята с мамой пошли гулять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи детей первой младшей группы «Подбери перышко» МБДОУ № 8 КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ПОДБЕРИ ПЕРЫШКО».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Зимушка-зима» Интеграция образовательных областей: развитие речи, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Домашние животные» Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными; обогащать словарный запас детей; способствовать воспитанию звуковой выразительности.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Кошка» Программное содержание: Закреплять знания детей о новой игрушке (кошка). .Формировать активный и пассивный словарь детей. Создавать условия.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Русские народные потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками. Задачи: Побуждать запоминать.

Конспект свободной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Петрушки»Конспект свободной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Петрушки» Образовательная область: физическая культура Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Мастер-класс для воспитателей «Логоритмика — один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи и ее коррекции» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЛОГОРИТМИКА - ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ВИДОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЕЁ КОРРЕКЦИЕЙ В СООТВЕТСВТИИ.

Стенгазета как форма работы над развитием речи дошкольника.Стенгазета как форма работы над развитием речи дошкольника. Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Работа над развитием речи детей на занятиях и в свободной деятельности в первой младшей группе»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 07:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Работа над развитием речи детей на занятиях и в свободной деятельности в первой младшей группе»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Маркина (УИ 1442136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД