Получи документы

Работа по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных произведений

Елена Афиногенова
Работа по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных произведений

Понятие «фольклор» буквально в переводе с английского означает народная мудрость.

Фольклор – это устное словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова - в фольклоре».

Публикация «Работа по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных произведений» размещена в разделах

В содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многое другое. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребёнка в творческом труде.

Художественное слово – действенное средство умственного воспитания малыша, развития его речи.

Уже на первом году жизни происходит первая встреча ребёнка с художественным словом. Ребёнок не понимает смысла слов, но выразительное их проговаривание, напевание, мажорное звучание, ласковая интонация и ритм, выступают как средства эмоционально – игрового и речевого контакта взрослого и малыша.

Слово «потешка» - обозначает «игрушка». Это весёлая песенка – приговорка, побуждающая взрослого в игре с малышом. Главное назначение потешки – выработать у ребёнка игровые навыки, подготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры. Потешка реализует потребность ребёнка в смехе, веселье, юморе – столь необходимых качествах для формирования здоровой психики.

Теоретические подходы к использованию фольклорных произведений при работе над темой я подбирала из следующих источников: В. П. Аникин «О русских сказках, пословицах, песнях, загадках, народном языке: очерки», Д. С. Виноградов «Русский детский фольклор», В. И. Калугин «Очерки о русском фольклоре».

А. М. Горький говорил: «Фольклор помогает малышу овладеть речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова».

Над проблемой обучения дошкольников родному языку работали многие авторы : Максаков, Тихеева, В. К. Лотарев, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёва, А. М. Бородич и др. В. В. Гербова под активной речью подразумевает такое понятие, как целенаправленной и систематическое формирование конкретных речевых изменений. Известно, что активная речь формируется только в процессе интенсивного речевого общения.

В систему работы входит следующее методическое обеспечение:

• план работы с детьми первой младшей группы с использованием фольклорных произведений.

• организация системы работы с детьми младшего дошкольного возраста.

• подробное диагностическое исследование по теме.

Показателями результативности работы можно считать следующее:

• В группе улучшился положительный психологический климат (дети с удовольствием выполняют гигиенический процедуры, с удовольствием укладываются в кровать, принимают пищу, здороваются, прощаются и т. д.);

• У детей группы появился интерес к произведениям художественной литературы (просят прочитать то или иное произведение, проговаривают самостоятельно запомнившиеся фразы)

• Словарный запас слов детей пополнился за счёт фраз из фольклорных произведений;

• Дети научились не только внимательно слушать и понимать фольклорные произведения, но и применять их в игре и режимных моментах (поют «колыбельные» в игре, при умывании, одевании и т. д.);

• Дети научились сопереживать героям произведений, бережно относиться к книгам;

• Научились выражать просьбу короткими фразами, внимательно слушать задание;

• В речи у детей появились общеупотребительные слова (не «ням - ням», а кушать, не «би - би», а машина и т. д., а так же прилагательные и глаголы.

• Дети в группе стали более общительными, дружными, с удовольствием «читают» друг другу фольклорные произведения;

• Родители воспитанников проявляют интерес к фольклорным произведениям, применяют их при общении с детьми, интересуются правильностью преподнесения того – или иного произведения своему ребёнку.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Дикие животные зимой» Тема: «Дикие животные зимой» Цель: Прививать детям любовь к диким животным, птицам; способствовать изучению их образа жизни, повадок; Задачи:.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию аппликации для детей младшего дошкольного возрастаКонспект ОД по художественно-эстетическому развитию аппликации для детей младшего дошкольного возраста Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию аппликации для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Цветок в подарок маме».

Лэпбук по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Страна цвета»Лэпбук по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Страна цвета» Цель: Развитие у детей младшего дошкольного возраста художественных способностей посредством дидактических игр. Задачи: • Развивать умение.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных произведений
Опубликовано: 29 января 2020 в 11:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД