Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ТМНР, творческая деятельность «Арттерапия»

лидия завалихина
Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ТМНР, творческая деятельность «Арттерапия»

Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению какой-то цели, наладив контакт с собеседником:

- получить информацию;

- побудить к действию;

- удовлетворить психическую потребность в общении.

Коммуникация - это процесс обмена информацией для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов, составляет больший процент общения.

Публикация «Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с Тмнр, творческая деятельность „Арттерапия“» размещена в разделах

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Коммуникативные возможности и способности воспитанников, обучающихся в группе, резко снижены. Поэтому в нашей работе альтернативная коммуникация (это коммуникация с людьми, у которых речь полностью отсутствует по каким-то причинам) - одна из наиболее значимых программ обучения и развития детей, так как способствует лучшему пониманию потребности детей с ТМНР, помогает им включаться в коммуникацию с окружающими, а также способствует социальной адаптации каждого ребенка с учетом уровня его возможностей.

Для всех воспитанников группы характерны нарушения функций психики: мышления и речи, памяти и внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Так, например, речь они понимают на узко бытовом уровне, с жестовым подкреплением. Собственная речь детей с ТМНР представлена вокализациями, звукокомплексами, голосовыми реакциями, криком. Они не могут использовать речь при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети отличаются по стилю коммуникации :

- общительные дети, которые любят быть в контакте с другими (Садыков Дмитрий);

- дети, которые хотят быть в общении, но пассивны (Резник Егор);

- дети, которые не хотят быть в общении (Ольховиков Вова);

- дети со своей собственной программой действий (Акулов Никита).

Анализируя коммуникативные проявления воспитанников на начальном этапе работы с ними, я отметила, что дети способны вступать в коммуникацию, но их социальные и коммуникативные навыки представлены в довольно узком диапазоне:

- привлекают внимание к себе взглядом, криком;

- улыбаются и вокализируют, тем самым сохраняя внимание и заинтересованность взрослого.

Учитывая уровень коммуникативного развития детей группы, основной целью моей работы стало обогащение эмоционального опыта детей, привлечение их к общению, формирование доступных коммуникативных навыков.

Поскольку методических материалов по данной проблеме недостаточно, большую помощь в практической работе оказало изучение специальных программ, изучение литературы в интернет пространстве, а также обмен опытом с коллегами.

Развитие коммуникации и формирование коммуникативных навыков я осуществляю на внеклассных занятиях, и в ситуациях повседневной жизни (в повседневной жизни мы следуем за спонтанным поведением и активностью ребенка, это позволяет наблюдать за его проявлениями, помогать и направлять ребенка, а также предоставлять ему выбор (игры, игрушки, предмета, действия, продукта питания).

При организации и проведении занятий основными направлениями работы являются: установление эмоционального и зрительного контакта; формирование двигательных умений; установление положительного взаимодействия. В процессе формирования коммуникативных навыков используем методы поддерживающей коммуникации : звуки, устная речь, взгляд, жесты, мимика, изображения, символы, предметы, с целью привлечь детей к общению.

В процессе работы некоторые дети уже могут реагировать на коммуникативные сигналы, у них шире диапазон понимания речи, они проявляют элементарные коммуникативные реакции и подают сигналы вербально и невербально (реагируют на своё имя взглядом, поворотом головы, движением, узнают знакомых людей, смотрят, слушают, когда кто-либо разговаривает). У этих детей немного выше уровень возможностей. При обучении их коммуникации мы можем использовать не только коммуникативную и эмоциональную стимуляцию, но и формировать умение осуществлять общение с помощью жестов, овладевать техникой общения в специально созданных ситуациях в совместной деятельности, а также учить действовать по подражанию и по инструкции.

Таким образом, практическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, дает положительную динамику. Дети проявляют эмоциональную активность, способны откликаться и устанавливать эмоциональный контакт, положительно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, реагируют на различные раздражители, жесты, речь. Они откликаются на свое имя, некоторые дети могут использовать элементарные жесты, выражают свои потребности с помощью невербальных средств. Данная работа способствует лучшей социальной адаптации и улучшению качества жизни детей с ТМНР.

В свою очередь арттерапия сегодня широко используется в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Слово «арттерапия» всё чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть своё видение того, что собой представляет «лечение искусством». Арттерапия как метод изменения мироощущения человека позволяет выразить эмоции и иные состояния.

Основные функции арттерапии :

культурологическая;

образовательная;

воспитательная;

коррекционная.

Работа по арттерапии с детьми ТМНР предполагает широкое применение различных изобразительных материалов. Мы с детьми часто используем цветные карандаши, фломастеры, пластилин, цветную бумагу и картон, клей ножницы.

Проводимую работу по арттерапии можно условно разделить на несколько этапов.

Сначала детям предлагают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами, которые позволяют им контролировать своё рисование. Постепенно дети осваивают и работу с красками, которые предоставляют больше возможностей для выражения переживаний.

Затем работают с песком, тестом, пластилином и т. д. Ребёнок может трансформировать свою поделку, создать вместо неё новую, снизить таким образом эмоциональное напряжение.

Формы арттерапии различны, но можно выделить два основных варианта— индивидуальный и групповой.

Проводя индивидуальную работу, обязательно учитывают проблемы воспитанника, характер заболевания и особенности личности. Каждый ребёнок действует в индивидуальном темпе, и далеко не все способны сразу включаться в изобразительную деятельность. Особую ценность индивидуальная арттерапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определённые затруднения в вербализации своих переживаний.

В нашей группе проводится индивидуальная работа с детьми, больными аутизмом. Вербальный контакт с ними крайне затруднён. Они погружены в себя, их действия носят стереотипный характер. Попытки изменить эти стереотипы, как правило, вызывают сильную тревогу и даже агрессию. Арттерапия позволяет в какой-то мере получить доступ к переживаниям такого ребёнка, активизировать его, способствовать развитию некоторых практических навыков. На занятиях мы предлагаем несложные упражнения с различными материалами.

Учитываем специфические различия между детьми. При более значительной степени умственной отсталости работу проводим с более ограниченным, чем обычно, набором техник, тем и упражнений.

В работе с детьми с ТМНР мы используем темы и упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления, развитие сенсомоторных навыков, разнообразие игры (в том числе с предметами).

Применение элементов методик арттерапии в коррекционной работе с детьми с ТМНР вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность.

Дети обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации.

Публикации по теме:

Презентация «Информационный буклет по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Как человек большой или маленький может почувствовать и понять самого себя, окружающих, найти свое место в этом мире? Через что? Общение.

Картотека игр для застенчивых детей по развитию коммуникативных умений и навыков Кинолента (автор — М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа.

Конспект НОД по развитию коммуникативных навыков посредством лего-конструирования «Ёлочные игрушки для Лего-жителей» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей посредством легоконструирования в подготовительной.

Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна» Тема «Домашние.

Конспект занятия по социально — эмоциональному развитию личности с детьми с Тмнр «Это — Я» Цель: Формирование представлений о себе. Задачи: 1. Образовательные: - закрепление умения приветствовать друг друга, используя рукопожатие;.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Методическая разработка по развитию речи и коммуникативных навыков «Герои любимых сказок» Тема: «Герои любимых сказок» Цель: развитие речи. Задачи: К – формирование умение пересказывать небольшие сказки. Р – развивать устную.

Пример индивидуального образовательного маршрута по развитию речи и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ "Пример индивидуального образовательного маршрута по развитию речи и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ, реализуемый в условиях школьного.

Оптимизация коммуникативных умений и навыков дошкольников через игровую деятельность 1. Актуальность Умение общаться - это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Анализ речевого развития.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ТМНР, творческая деятельность «Арттерапия»
Опубликовано: 27 мая 2019 в 06:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД