МААМ-картинки

Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ (4 фото)

Валентина Федорова
Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ

Тема самообразования: «Развитие любознательности детей посредством опытно - исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Введение

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Публикация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ» размещена в разделах

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Обратила внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальном современном мире, так как благодаря развитию познавательно -исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Мной была поставлена цель и следующие задачи.

Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно- эстетической и чтения художественной литературы.

Изучив имеющуюся методическую литературу по познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности, решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределила подборку практического материала по разделу «живая и неживая природа».

Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды, а также разработать перспективный план.

План работы по самообразованию

Этапы Содержание работы Сроки проведения Практическая деятельность

Сентябрь – октябрь 2020-2021 учебного года

Подготовитель-ный этап. Изучение методической литературы по теме самообразования, постановка целей и задач Изучение познавательно -исследовательской деятельности как направления развития личности дошкольника Сентябрь

Приобретение методической литературы

Составление плана работы Октябрь Перспективный план работы

Сбор и обработка информации по теме Октябрь База данных

Картотека и содержание опытов, экспериментов во второй младшей группе Сентябрь База данных

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Использование методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Октябрь Консультация для педагогов ДОУ «Развитие любознательности детей посредством опытно –исследовательской деятельности и экспериментирования»

Курсы повышения квалификации воспитателей по теме самообразования Сентябрь -октябрь Удостоверение о повышения квалификации

Осенние эксперименты в эколаборатории Сентябрь Экспериментальная деятельность : «Волшебные семена»

Ноябрь – февраль 2020-2021 учебного года

Практический этап. Внедрение опыта работы. Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание уголка экспериментирования с объектами неживой природы. Ноябрь

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних

условиях».

Изучение опыта работы по теме : «Как оформить огород на окне в группе»

(на интернет-сайтах, периодической печати) Ноябрь Фотоотчет для родителей «Как оформить огород на окне в группе»

Создание копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом» Ноябрь Составление картотек опытов, экспериментов, игр

Изучение опыта по теме : «Опыты и эксперименты в детском саду»

(на интернет-сайтах, периодической печати) Ноябрь - февраль Составление картотеки

Создание проекта с детьми «Птицы – наши друзья». Ноябрь Проект: «Птицы – наши друзья», развешивание кормушек и скворечников

Март – май 2020-2021 учебного года

Обобщающий этап. Подведение итогов. Открытое занятие для педагогов на методическом объединении воспитателей Март По теме самообразования, по плану ДОУ

Весенние эксперименты в эколаборатории Март Практическая деятельность

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Публикации на сайтах, в журналах Март Фотоотчет, фото - выставка

Апрель

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Апрель Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Отчет по теме самообразования за 2020-2021 учебный год Май Выступление на педсовете

Распространение опыта работы для воспитателей

«Будем сеять, поливать и за ростом наблюдать» (экспериментирование) Апрель -май Открытый показ, конспект занятия

Мы совместно с детьми участвовали в инновационной работе, были разработаны и реализованы проекты: «Птицы – наши друзья», «Огород на окне». Родители активно участвовали в изготовлении кормушек для птиц и оформлении проекта «Огород на окне».

В группе создан уголок экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

Положительный результат проводимой работы подтвердили результаты диагностики.

В результате организации детского экспериментирования пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (песке, магните, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников

Список изучаемой литературы:

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творческий Центр Сфера 2007

2. Венгер Л. А. Образовательная программа дошкольного образования

«Развитие».

3. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

4. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

5. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004

8. Журнал: «Старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2020г.

9. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92

10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

11. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М. : Арена, 1994. 222 с.

12. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

13. Материалы Интернет-сайтов.

Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ
Фото №1 Тема самообразования Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004

15. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997.

16. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

17. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

18. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

19. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности с луком в средней группеФотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности с луком в средней группе Фотоотчёт по опытно – исследовательской деятельности в средней группе. Цель: учить детей проводить длительные опыты с луком. Задачи:.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ
Опубликовано: 30 октября 2022 в 22:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД