Получи документы

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Татьяна Лепандина
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Считаю эту тему актуальной.

Главная цель, которую я поставила перед собой – способствовать развитию мелкой моторики рук ребёнка.

Для достижения этой цели наметила следующие задачи:

1. Создать условия для развития мелкой моторики рук (изготовление дидактических игр, пособий, тренажёров).

2. Формировать у родителей навыки сотрудничества и партнёрства во взаимодействиях с ребёнком и педагогами, повышать педагогическую компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Начала эту работу с массажа пальцев.

Массаж рук ребёнок может делать самостоятельно, используя различные предметы. Провожу такие игры-упражнения:

«Крути карандаш», «Непослушные шарики», «Не боюсь колючек»

В работе я использую основной принцип дидактики: от простого -- к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для начала выбираю более простые упражнения для пальчиковой гимнастики. Упражнения проводятся в медленном темпе, сопровождаются показом с чётким проговариванием текста. Каждое упражнение проводится 2-3 раза в день по несколько минут.

Очень хорошую тренировку пальцев рук дают народные игры - потешки:

«Сорока - белобока» - поочерёдное загибание пальцев;

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка…»- загибание в кулачок и разгибание пальцев как левой, так и правой руки.

«Этот пальчик хочет спать…»- поочерёдное загибание пальцев, кроме большого.

Если выполнение упражнения вызывает у детей некоторые затруднения, то я помогаю на первых занятиях удерживать остальные пальцы от непроизвольных движений.

Выполняем такие фигурки из пальцев: «Домик», «Очки», «Шарик», «Замок», «Зайка и ушки», «Коза», имитируем игру на различных музыкальных инструментах.

В дальнейшем упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцев рук.

«У оленя дом большой»,

«Ушки-ушки»,

«Мышка мылом мыла лапу»

После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например - опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохну).

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: мозаика (крупная и мелкая, пирамидки, застёгивание пуговиц, кнопок, наборы колец разной величины для нанизывания на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, втулочки, нанизывание бусин на шнурки…

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития дошкольника.

Определённую ценность для развития мелкой моторики у детей раннего возраста представляет центр «Песок и вода». Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как:

«Водичка», «Наливаем - выливаем», «Угощение для друзей»,

«Домик для черепашки», «Ловля рыбок», переливание воды…

В наше время прилавки магазинов детских игрушек заставлены всевозможными пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей, но практика показала, что дети больше тянут к игрушкам, сделанные руками взрослых.

Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому мои малыши с удовольствием играют с ними. Мною изготовлены такие дидактические игры:

«Прищепки», «Пирамидки разной формы из дерева»,

«Солнышко», «Гусеница», «Паровоз», «Разложи грибочки в отверстия по цвету».

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 22:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД