Получи документы

Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием современной игровой технологии

Светлана Кравченко
Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием современной игровой технологии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» МБДОУ № 15 «Ромашка»

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием современной игровой технологии»

Подготовили

Публикация «Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием современной игровой технологии» размещена в разделах

воспитатели:

Казакова А. В.

Кравченко С. А.

г. Шарыпово

2018-2019 уч. г.

«Единственно настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения…».

Антуан де Сент-Экзюпери.

Актуальность данной темы:

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. В процессе социализации ребенок осваивает основные виды деятельности и первым видом социальной активности является общение.

Первый социальный опыт приобретается очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются.

В последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы.» Зачастую в семьях общение с детьми заменено просмотром всех программ по телевизору, либо многочасовыми играми на компьютере.

Цель мастер-класса:

Обучение участников мастер – класса игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков;

- вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитие коммуникативных навыков у дошкольников;

- развивать творческую активность педагогического коллектива.

Этапы мастер-класса:

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключительная часть (рефлексия)

Причины

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько:

• высокая тревожность

• слабая социальная рефлексия

• неудовлетворённая потребность в общении

• низкий социальный статус ребёнка

• недостаточное развитие эмоциональной сферы

• различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).

А в случае, когда у ребенка затруднена коммуникативная деятельность в связи с нарушением речевого развития, процесс межличностного общения ребенка со сверстниками имеет определенные особенности. Дети, имеющие нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.

Эти дети чаще всего оказываются среди «непринятых» и «изолированных». Игровые умения, как правило, развиты слабо, игра сводится к манипуляции с предметами. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Также отмечается, что: речевые контакты, включенные в деятельность, сводятся к минимуму; практическая деятельность и поведение ребенка остаются непосредственными, невербальными; наблюдается сниженный уровень понимания того, как достичь цели, предвидеть возможные препятствия и продумывать пути решения проблемы; обнаруживается низкий уровень эмоциональной эмпатии.

У детей с тяжелыми нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях.

Формирование коммуникативной способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. В своей педагогической деятельности, решая выше перечисленные проблемы, мы используем следующие игры :

• Слепец и поводырь

• Игры-ситуации

• Волшебные водоросли

• Разговор через стекло

• Пресс-конференция

• Пойми меня

• Без маски

• Волшебная коробочка

• Изобрази пословицу

• Совместная «Лепка»

• Вежливые слова

• Подарок на всех

• Руки знакомятся, руки

ссорятся, руки мирятся

• Гусеница

• Коврик примирения

• Волшебная полянка

• Клеевой ручеёк

• Давайте по здороваемся

Все эти игры направлены на развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми, умению разрешать конфликты,доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению, делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами, учитывать интересы других детей.

Такимобразом, данная игровая технология способствовала созданию благоприятного климата для конструктивного общения детей, развитию коммуникативных умений и навыков сотрудничества и сплочению коллектива группы. Дети стали чаще и легче включаться в игры друг с другом, самостоятельно организовывать различные игры, придерживаясь определенных правил, стали более успешно разрешать возникающие конфликты, принимать помощь других и, в связи с этим наблюдалось хорошее самочувствие детей в обществе сверстников.

Практическая часть

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Закорючка

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д. В конце определяют победителя игры

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

• “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

• “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

• “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

• .Как аукнется, так и откликнется”

• Будешь много знать — скоро состаришься.

• Будешь рыть другим яму — сам в неё упадёшь.

Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.

• В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют.

• Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

• Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

• В тихом омуте черти водятся.

Разговор через стекло

Цель: развить мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»

«Особенно мне не нравится, когда…»

«Однажды меня очень напугало то, что…»

«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…»

«Мне бывает очень обидно, когда…»

«Я очень часто вспоминаю счастливый случай, когда…»

«Я хочу признаться, что …»

Заключительная часть (рефлексия)

Игра «Волшебная коробочка»

Цель: развитие эмпатии.

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей :

• пусть они избавятся от болезней

• пусть никогда не умирают

• пусть все долго живут

• пусть у всех будет дом

• пусть у всех будет обед

• пусть все хорошо живут

• пусть все дружно живут

• пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!

Уважаемые коллеги, мы надеемся, что представленный нами материал пригодится в вашей дальнейшей работе.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №37» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского.

Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Проблема тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии, поэтому.

Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Консультация для родителей по теме: «Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игровой технологии для детей раннего возраста «В гости к зайчатам» Цель: Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению. Задачи: Образовательные: Формировать умение.

Презентация «Развитие музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» 1-ый слайд: Вашему вниманию представлена работа на тему: «Развитие музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста в игровой.

Проект «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь.

Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности» Цель проекта: оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного.

Особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые педагоги, а также участники семинара. Меня зовут Куулар Алена, учусь я на последнем курсе ЗДО. Я выступаю с темой.

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования игровой инновационной технологии — лэпбука Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Термин «социализация» в целом определяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием современной игровой технологии
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 15:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД