Лучший педагог года

Развитие познавательной активности детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Корабельникова Светлана Вячеславовна
Развитие познавательной активности детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Аннотация: В данной статье представлен успешный опыт педагога по организации деятельности, направленной на развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментирования. Экспериментирование рассматривается как сквозной механизм познавательного развития воспитанников младшей группы детского сада. Отражена результативность данного опыта.

Публикация «Развитие познавательной активности детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Ключевые слова: экспериментирование, познавательное развитие, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Одним из основных нормативно-правовых документом, регламентирующих современное дошкольное образование, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт, поэтому все актуальнее встает вопрос организации детско-взрослого взаимодействия согласно требованиям Стандарта.

Одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (ФГСО ДО п. 1.4).

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) (п. 2.6. ФГОС ДО).

Познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, готов узнавать, исследовать, открывать для себя что-то новое. Это огромная возможность для детей само выражаться, мыслить, пробовать и экспериментировать.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес и способствует познавательной активности детей. Она предоставляет, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы.

Исходя из вышесказанного, было принято решение организовать детско-взрослое взаимодействие, направленное на развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментальной деятельности.

С целью выявления уровня развития познавательной активности у детей была проведена диагностика по методике Верещагиной (Диагностика педагогического процесса в 1-й младшей группе (с 2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации). На начальном этапе было выявлено, что: высокий уровень познавательной активности имеют – 22%, средний – 31%, низкий – 47%. По результатам видно, что у детей недостаточный объем знаний и представлений об окружающем мире.

Именно через экспериментирование у детей с младшего возраста формируются начальные представления об окружающем мире, элементарные понятия и умозаключения, которые побуждают детей к самостоятельным исследованиям окружающей действительности и как следствие – развитию познавательной активности.

Далее был разработан перспективный план развития познавательной активности детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром посредством экспериментальной деятельности на учебный год. Для организации детской экспериментальной деятельности были запланированы занятия, подразумевающие вариативные формы детско-взрослого взаимодействия: игра ( ведущая форма деятельности воспитанников в детском саду: занимательные игры-опыты и игры-эксперименты «Волшебные зеркала», «Эффект радуги», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Солнечная лаборатория» и другие, опыты, беседа, просмотр детских научных видеороликов, дни экспериментирования «В гостях у Почемучки», развлечения, совместные детско-родительские занятия.

При выборе темы соблюдались следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Дети с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом во время ООД, на прогулках, во время самостоятельной деятельности.

Для самостоятельной работы детей большое значение имеет организованная развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В группе оформлен центр экспериментирования «Лаборатория Почемучки». В данном уголке дети могут самостоятельно экспериментировать с песком, воздухом и водой. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

К сотрудничеству в вопросе развития познавательной активности детей привлечены представители родительской общественности, для них организована консультативная помощь фронтального и индивидуального характера. Родители являются участниками детско-родительских занятий по экспериментированию, а также с удовольствием помогают в организации РППС в группе и на участке для прогулок.

Посредством целевого педагогического наблюдения было выявлено, что после занятий экспериментальной деятельностью дети испытывают повышенный эмоциональный интерес и у них возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

В конце года посредством диагностики было выявлено, что: высокий уровень познавательной активности имеют уже – 58% детей, средний – 30%, низкий – 12%. По результатам видно, что у детей повысился уровень познавательного развития, объем знаний и представлений об окружающем мире.

В перспективе планирую разработку авторских игр, направленных на развитие познавательной активности детей при ознакомлении с окружающим миром с элементами экспериментирования.

Экспериментирование является тем методом детско-взрослого взаимодействия, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В своей работе развитию познавательной активности я отвожу одну из доминирующих ролей.

Список литературы

1. Королева, Л. А. : Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л. А. Королева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-64с.

2. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 22:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД